Еще совсем недавно некоторые достаточно распространенные онкологические заболевания в силу своей специфики считались неизлечимыми. Но современная медицинская наука не готова мириться с этим положением дел и упорно ищет пути спасения жизней т.н. «инкурабельных» пациентов или хотя бы способы сделать эту жизнь более долгой и по возможности достойной. И в этом ученым, врачам, энтузиастам приходят на помощь новые технологии, позволяющие добиваться успеха.
Одной из такой революционных технологий, продлевающей жизнь пациентам до пяти и более лет примерно в 50% случаев (в зависимости от разновидности онкологического заболевания этот процент колеблется от 37 до 53), можно считать HIPEC (англ. Интраперитонеальная гипертермическая химиотерапия). HIPEC все более интенсивно входит в мировую практику и применяется для борьбы с метастазами в брюшине (перитонеуме), возникающими при опухолях ЖКТ.
Лечение подобных опухолей традиционно выполняется при помощи хирургических операций, цель которых сводится к удалению опухолевого очага. Однако почти во всех случаях опухоль вызывает образование метастазов, которые распространяются по всему перитонеуму и через небольшой промежуток времени после операции разрастаются, провоцируя рецидив (возобновление) болезни. Даже если опухоль удалена – ее «наследство» очень быстро дает о себе знать.
Проблема лечения перитонеального карциноматоза (именно так научным языком называется «расползание» метастазов по брюшине) представлялась почти неразрешимой до тех пор, пока однажды американский врач-хирург-онколог Пол Хендрик Шугабейкер не догадался применить методику, основанную на знании базовых принципов биологии и физики. Как и многие другие врачи, доктор Шугабейкер помнил, что опухолевые клетки не переносят нагревания. Но пошел дальше остальных. Проверяя теорию практикой, он нагрел раствор с химиопрепаратом до +42°С (критической для выживания опухолевых клеток температуры). Первые же опыты показали: промывание брюшной полости пациента нагретым раствором, содержащим препарат, позволяет уничтожать метастазы в десятки раз активнее, чем во время традиционной химиотерапии (при проведении которой лекарство вводится в артерию или вену). Так Шугабейкер стал пионером технологии HIPEC. Сегодня, спустя тридцать лет с момента сделанного открытия, он продолжает рассказывать о возможностях интраперитонеальной гипертермической химиотерапии своим коллегам по всему миру, одновременно проводя исследования эффективности применения процедуры. Собранная статистика позволяет утверждать: HIPEC - реальная возможность не просто смириться с диагнозом, но попытаться переломить ситуацию и победить.
Что еще следует знать о HIPEC? Важно, что эта технология не применяется самостоятельно, отдельно от хирургической операции - она является ее продолжением: врачи-химиотерапевты приступают к выполнению процедуры сразу после удаления опухоли, а после окончания химиотерапии (длится HIPEC примерно 90 минут) хирурги возвращаются к операционному столу и доделывают всё необходимое. Для того, чтобы пациент смог выдержать многочасовую операцию, врачи предварительно проводят тщательную диагностику состояния его организма.