Технические новинки делают нашу жизнь удобнее. Но взамен мы всегда получаем и некоторые отрицательные стороны. Если ими пользуются наши дети, появляется ещё больше нюансов. Мобильный телефон, в этом случае, – самый распространенный объект для размышлений, как передает Интернет-издание для девушек и женщин от 14 до 35 лет Pannochka.net
Отрицательные аспекты
Достаточно много разговоров ведётся о вреде использования человеком мобильного телефона. При его использовании ребёнком, добавляются ещё некоторые факторы. Рассмотрим основные из них:
•существует убежденность некоторых экспертов в зависимости между использованием мобильного и опухолью головного мозга (в случае детей, использование мобильного телефона имеет гораздо бóльшую продолжительность в количестве лет, что может увеличить данную вероятность; важны и особенности детского организма с меньшим размером головы, более тонкими костями черепа, большей проводимостью мозговой ткани);
•международные исследования говорят об обнаружении увеличения вероятности возникновения опухолей головного мозга у использующих мобильные телефона больше 10 лет, а также о том, что начало пользования мобильным до 20 лет повышает риск возникновения злокачественной опухоли головного мозга в 5 раз;
•по данным исследований российских экспертов в области радиобиологии по вопросу влияния электромагнитных полей телефонов на детей и подростков представлены выводы об угрозе здоровью будущих поколений, включая отрицательное влияние на развитие организма и ментальный уровень, повышение уровня нервозности и раздражительности, влияние на мозг, ослабление памяти, снижение внимания, умственных, когнитивных способностей, нарушение сна, повышение эпилептической вероятности;
•существуют и выводы о повышении возможности к 25-30 годам нарушений слухового и вестибулярного нерва, а к 50-60 годам — болезни Альцгеймера, депрессивного синдрома, слабоумия, и других форм дегенерации нейронов структур головного мозга;
•существуют научные исследования, показывающие также повышенный риск развития рака глаза и яичка, опухоли слюнной железы, лейкемии, неходжкинской лимфомы;
•по результатам других исследований дети всё чаще становятся целью многих маркетинговых стратегий мобильных компаний;
•если телефон для ребёнка выбирается по приоритетности необоснованной дороговизны, то это может стать частью основы формирования привилегированного самоощущения, убежденности, что он легко может получить всё желаемое;
•у деток с низким уровнем ответственности телефон может стать очередной вещью для потерь;
•телефонные звонки в период уроков могут быть причиной конфликтов с учителем (сегодня многие школы запрещают использование телефонов на уроке);
•большинство детей используют телефон как камеру, средство для компьютерных игр и доступа к Интернету, а не как сам телефон;
•есть опасность больших финансовых трат (на рингтоны, игры, Интернет, особые платные звонки) и снижение нравственного уровня из-за доступности запрещённой для детей информации;
•владение мобильным телефоном ставит под угрозу безопасность ребёнка (в случае чьего-то нападения с целью кражи).
Положительные аспекты
Несмотря на обилие позиций «против» использования телефона ребёнком, существуют неоспоримые пункты «за»:
•возможность постоянной связи с ребёнком, особенно в случае крайней необходимости и опасности;
•возможность контроля территориального пребывания ребёнка (с указанием города, улицы, номера дома, а при нахождении даже на шоссе – района и ближайшего населенного пункта), с использованием карты города (например, услуга «Ребёнок под присмотром»);
•существуют оппозиционные мнения исследователей об уровне воздействия мобильных телефонов на здоровье ребёнка с утверждением, что «вреда голове от них не больше, чем от горячей ванны», и что убедительных доказательств о взаимосвязи воздействия радиоволн и возникновением рака на данный момент не существует;
•развитие «независимости» ребёнка (но под возможностью контроля взрослых) в более раннем возрасте;
•обучение ребёнка пользованию новыми технологическими разработками;
•возможность некоторой приватности для ребёнка.
Рекомендации
Сейчас наиболее распространено появление мобильного телефона у ребёнка к 8-летнему возрасту. И часто к 15 годам у детей уже «как минимум» один телефон. Проценты владения им только возрастают, и уже встречаются случаи использования мобильных телефонов детьми до 5 лет. Исходя из сложности ситуации, данный вопрос требует особого внимания и подхода.
Важно определиться для себя в позициях необходимости и аспектах использования ребёнком телефона:
•это лишь способ всегда связаться с ребёнком и ему с вами;
•возможности и цена телефона должны соответствовать функции приобретения либо это будет игрушка, предмет гордости (тогда стоит ожидать дополнительных проблем);
•следует продумать ограничение доступа к некоторым функциям, набору несущественных номеров (особенно до 16 лет), возможности выхода в Интернет;
•необходимостью станет поддержание дисциплины пользования мобильным телефоном (устанавливать лимит времени и позиции использования только в случае крайней необходимости);
•обучить нормам пользования телефоном, рекомендованных специалистами: разговор должен длиться не более 15 минут; соотношение длины разговора и перерыва должно равняться 1:5; во время сна телефон должен находиться не менее 1 метра от головы или стоит выключить его совсем; лучше при разговоре использовать Bluetooth.
Вопрос об использовании мобильных телефонов детьми во многих странах рассматривается на правительственном уровне. В Великобритании, к примеру, есть предложение запретить детям до 11 лет пользоваться мобильными телефонами. Детям же постарше предлагается использовать лишь текстовые сообщения и держать подальше мобильные телефоны от своего тела в этот момент. Во Франции существует запрет на рекламу мобильных телефонов, направленную на детей до 12 лет. В Канаде детям до 8 лет советуют использовать телефоны лишь в случае крайней необходимости, а лимит времени звонков для подростков – до 10 минут. В России отражается позиция против чрезмерного использования мобильных до 18 лет. В Израиле предложено соблюдать осторожность при использовании мобильных телефонов подростками.
Семья – это своего рода небольшое государство, со своими законами. Какой закон утвердить родителям в отношении детского пользования телефоном – дело индивидуальное. Но крайне важно взвесить, в данном случае, все «за» и «против».
Наталья Мажирина
Центр «Азбука для родителей»