• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Как не скучать в дороге

    Опубликовано: 2023-03-11 10:28:46

    Неважно идем мы или едем: дорога — прекрасный повод пообщаться с ребенком весело и интересно

    Часто мамы и папы воспринимают дорогу, как препятствие на пути к отдыху, как некий промежуток времени, который нужно как-то пережить, перетерпеть, чтобы потом насладиться отдыхом в полной мере. И это, наверное, самая большая ошибка, которая превращает путешествие с детьми в непростое испытание родительского терпения и нервов. Да и в детских воспоминаниях не остается ничего приятного. И даже ежедневные однообразные походы в детский сад и обратно могут стать полезными и не скучными мини-уроками. “Дорожных” игр и занятий существует великое множество. И если вам удастся увлечь ребенка в дороге, он не станет баловаться и капризничать. Ведь только скучающие дети ведут себя подобным образом.

    Раз словечко, два словечко
    Самое простое в дороге — словесные игры. В них можно играть и ожидая очереди к врачу, и путешествуя за сотни километров. Хороши они тем, что не требуют никакого специального «оборудования» и будут интересны и для детям, и для взрослым. Наверняка вы и сами играли в них в детстве. Давайте вспоминать. Перво-наперво, “города”. Мало кто из крох знает названия городов в нужных количествах, но эту игру можно слегка изменить, оставив неизменными лишь правила: каждое следующее слово начинается с последней буквы предыдущего. А категории могут быть самыми разными: звери или птицы, растения или рыбы, имена или, скажем, “все, что нас окружает”. В крайнем случае, можно не ограничиваться никакими рамками, а называть любые слова. Для умеющих читать детишек во время путешествия в автомобиле предложите называть населенные пункты, используя карту.
    Следующая игра из детства — “Я знаю пять имен…” В нее совсем не обязательно играть, ударяя мячиком о землю. Можно называть слова на каждый шаг, а если вы сидите — на каждый хлопок в ладоши. “Я знаю пять музыкальных инструментов: скрипка (хлоп!), гитара (хлоп)…” Эта игра поможет ощутимо пополнить словарный запас малыша, ведь можно выбирать самые разные группы предметов от моделей машин до динозавров.

    А следующая игра в «Объединялки» научит малыша обобщать.
    Предложите ему назвать одним словом пилу, молоток и отвертку или, скажем, шапку, кепку и фуражку. А затем предложите перед тем, как они скажут обобщающее слово, продолжить ваш список еще двумя-тремя словами. Вы говорите: “Береза, клен, липа…”, малыш продолжает: “сосна, каштан, дуб — это деревья”.
    Надоело? Поиграйте в «Антонимы»: вы говорите слово, а малыш называет противоположное по смыслу (день — ночь, горячо — холодно…). Можно вместе порассуждать, чем отличается тигр от кошки, кресло от стула, а море от океана или придумать, что общего у слона и горы или у пылесоса и автомобиля. Еще одна игра из этой серии — «Аналогии». Вы говорите: “Стакан — стекло, книга — …” Малыш должен понять закономерность и подобрать подходящее слово. В данном случае — бумага. Вот другие примеры аналогий: белочка — орешки, зайка — морковка; летчик — самолет, моряк — корабль и т.д.
    А словесная игра “Караван” потренирует память. Мама называет какое-нибудь животное, например, верблюд. Малыш повторяет “верблюд” и добавляет свое животное, например “лошадь”. Мама говорит “верблюд, лошадь” и цепляет к “каравану” еще животное. Так по очереди и собираем цепочку до тех пор, пока кто-нибудь не собьется. Не забывайте иногда поддаваться малышу: ребятишкам очень нравится выигрывать у взрослых.

    А за окном…
    Да, за окном действительно масса всего интересного! Еще бы, столько новых мест, людей, пейзажей! И рассматривание всего этого великолепия уже само по себе интересно для малыша, но довольно быстро надоест, если мама будет молча сидеть рядом. В далеком детстве мы с семьей несколько лет подряд отдыхали в доме отдыха в двух часах езды от города. Как же я любила эту автобусную поездку, потому что мама всегда показывала мне гнездо с аистом на крыше одного из деревенских домов. Мгновение — и автобус проносился мимо важной красноносой птицы. Всего мгновение, но радости хватало надолго. Я хорошо усвоила, что именно из таких крошечных разноцветных кирпичиков и складываются счастливые детские воспоминания. И построить такой крепкий домик помогают порой сущие  пустяки: маленькая церквушка за окном, затейливый колодец или белый аист на соломенной крыше…
    Итак, во что поиграем дальше? А давайте посоревнуемся, кто больше насчитает птичьих гнезд или машин определенного цвета. Затем обозначим какой-нибудь предмет, который может встретиться нам по дороге (река, мост, церковь, определенный дорожный знак, белый мерседес, трактор, корова или курица, велосипедист и т.д.), и будем терпеливо ждать его появления. Кто первый заметил — тот и победил. Победителю — приз! А теперь будем называть все встречные предметы задуманного цвета, скажем, красного: красная крыша дома, девочка в красной юбке, красные цветы…

    Любые передвижения и путешествия можно использовать для изучения географии.
    Равнины и холмы, поля и леса, реки и озера — чего только не увидишь за окном. И все это заслуживает внимания. А еще в дорогу можно купить компас специально для малыша и научиться по нему определять части света. Пусть ребенок следит, куда вы в данный момент едете: на север или на юг. И пусть сам убедится, что солнышко встает на востоке, а уходит спать на западе. Маленький штурман будет горд своей важной миссией, если вы дадите ему собственную карту и поручите “следить за дорогой” и отмечать те населенные пункты, которые проезжаете. А для развития творческого мышления и чувства юмора, можно вместе придумывать смешные имена для встречных городов и деревень или переделывать названия, прочитанные на табличках-указателях. У нас, например, Песчаное превратилось в Печальное из-за унылых пейзажей за окном, а Розовка — в Березовку, потому что ни одной розы мы там так и не увидели, зато берез было хоть отбавляй. А еще порассуждайте вместе, почему тому или иному населенному пункту дали именно такое название. Часто они бывают очень характерными: Виноградное, Просторное, Новое, Замостье, Калиновка и др. Это замечательное упражнение по развитию речи.
    Ну, если уж учить в дороге географию и родную речь, то почему бы не заняться английским? Ведь можно называть по-английски встречные предметы. Увидали реку — кричим “river”, едем по мосту — вспоминаем слово “bridge”, повстречалась собака — поскорее назовем ее “dog”.

    Что это за знак?
    Автомобильное путешествие — прекрасный повод познакомиться с дорожными знаками и правилами движения. Но не спешите сразу пояснять малышу, для чего нужен тот или иной знак. Многие из них настолько красноречивы, что ребенок и сам догадается, для чего на табличке нарисовали вилку и нож или кровать с красным крестом. Предложите малышу придумать свои дорожные знаки и найти на дороге места, где их можно поставить.
    А еще в дороге хорошо говорить о профессиях. Ведь за окнами мелькают сотни людей, занятых своими повседневными делами. Проехали мимо сельской больницы или магазина — поговорили о врачах и продавцах, заметили пост ГАИ или пожарную станцию — вспомнили милиционеров и пожарных, промелькнули за окном поле или ферма — обсудили, кто такие  агрономы, трактористы, комбайнеры, доярки, ветеринары…

    Танцуем и поем
    Да-да, не удивляйтесь! В салоне автомобиля вполне можно танцевать… сидя. Включите веселую музыку или детские песенки и подвигайтесь ритмично вместе с малышом. Станцуйте “танец маленьких утят” — там основные движения делаются руками, похлопайте в ладоши, отбивая ритм музыки, потопайте ногами. Такая зарядка будет весьма кстати после долгого сидения, а музыка хорошо поднимает настроение. Можно поиграть в “корову”: малыш загадывает какое-нибудь животное и показывает его маме одними жестами, без слов, а мама отгадывает. Петь песни — самое, что ни на есть дорожное занятие. Сколько их было перепето в годы далекого детства — ни счесть! И время пролетает быстрее. Можно просто поставить кассету или диск с детскими песенками и подпевать. Можно загадать какое-нибудь слово, желательно из того, что попалось вам на пути, и вспомнить песенки, где это слово встречается. Заодно и спеть их. А вот было бы здорово, если бы мама вспомнила любимые песни своего детства. Малышу будет очень интересно узнать, что пела мама, когда была такой же, как он сейчас. А может быть и папа подпоет? Поющий папа — это будет покруче любого развлечения! Ну, а когда петь надоест, поиграйте в молчанку. У вас будет несколько минут тишины и покоя, а малыш сможет немного успокоиться. Итак:
    Чок, чок,
    Зубы на крючок,
    А язык на полочку,
    Молчок!
    Все замолчали, а кто первым откроет рот — тому щелчок. Конечно, чисто символический…

    Дорожный мешочек
    Эта замечательная вещь поможет надолго увлечь  малыша и сделает интересной любую дорогу. О чем же пойдет речь? Об обыкновенном тканевом мешочке. Мешочек то обыкновенный, а вот лежать в нем могут самые удивительные вещи. И достаются они оттуда мамой будто по волшебству. Итак, номер первый — рулончик обычной пищевой фольги. Из такой фольги можно… лепить. Это занятие любят практически все ребятишки, но вот обычный пластилин в дорогу не возьмешь. А фольга — совсем другое дело. И забавные скульптурки из нее получаются, и “окружающую среду” она не загрязняет. “Лепить” можно все, что угодно, например, тех животных, которые попадаются по пути. А еще можно делать бусы, браслеты, колечки.
    Следующий номер нашей программы — разные шнурки, веревочки, шерстяные ниточки. Из них можно плести косички, делать бубенчики, учиться вязать различные узлы. А еще в мешочке могут лежать мелкие игрушки из киндер-сюрпризов. Их можно доставать оттуда с закрытыми глазами и определять на ощупь. А можно сочинить сказку, поступая следующим образом. Вы достаете из мешочка одну игрушку, например, бегемотика, и придумываете первое предложение: “Жил-был в Африке маленький бегемотик”. Малыш вытаскивает, скажем, машинку и продолжает сказку: “Решил он поехать покататься на машине” и т.д. Эта веселая игра хорошо развивает речь и творческое мышление. Кстати, для нее не обязательно нужны конкретные предметы. Можно вставлять в историю все то, что мелькает за окном или окружает вас во время прогулки.

    Жили-были пальчики
    Десять маминых пальчиков и десять пальчиков малыша — это настоящее сокровище! С ними можно играть во множество занятных и полезных игр. Самое простое — пальчиковая гимнастика. А если вы положите в уже известный нам волшебный мешочек несколько фломастеров, то сможете устроить пальчиковый театр. Для этого достаточно нарисовать на пальцах мордочки животных с носиками, глазками и усиками или лица людей. Так можно разыграть в ролях целую сказку. А можно сделать кукол для дорожного спектакля из подручных материалов, которые нужно приготовить заранее и сложить все в тот же мешочек. Это могут быть пластиковые стаканчики и бутылочки от йогуртов, соломинки, кусочки ткани, салфетки и прочие “отходы”. Чтобы из всего этого великолепия получились необычные куклы, нужно лишь включить фантазию.
    Наверняка вы хорошо помните из своего детства игру с хлопками по ладоням. Удивительно просто, но настолько затягивает, что невозможно оторваться. Поиграйте в нее с малышом. Это потренирует внимание и быстроту реакции. Есть несколько разновидностей игры: можно хлопать ладонями по ладошкам, а можно хватать рукой пальчики. Протяните руку ладонью вниз, а малыш пусть держит пальцы под вашей ладонью. Чтобы было веселее, поможет такая прибаутка:
    На горе стояли зайцы
    И кричали: “Прячьте пальцы!”
    Хвать!
    Малыш старается убрать ручку, а вы — схватить его за пальцы. Если получилось — меняемся ролями.

    Отгадай загадку
    Отгадывание загадок — полезное и интересное дорожное занятие. Если вы запасетесь книжкой с загадками, то скучать вам не придется. Если же такой книжки нет — не беда. Загадки можно сочинять. Например, я придумываю такие загадки-рифмовки буквально на ходу, и в этом нет совсем ничего сложного. Вот смотрите:
    Ча-ча-ча!
    Мы были у… (врача)

    От-от-от
    Мурлычет рыжий… (кот)
    А еще “самодельные” загадки могут быть такими: “Маленькая, серенькая, живет в норке и пищит” или “Скачет и в сумке детенышей носит”. Но самые необычные загадки придумывают сами малыши. Предложите им попробовать, и вы сами в этом убедитесь. Ох, как не просто бывает отгадать детскую загадку!

    Все это — капля в море интересных игр и занятий, в которые можно играть по пути. А сколько еще их можно придумать! И пусть дорога для вас и малыша будет веселой и интересной, без томительной скуки и однообразия!

    Юлия Каспарова, мама двоих детей

    По материалам журнала «Мой ребенок».

    roditeli.ua

    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.