Чтобы прослушивать наши с вами разговоры по мобильному телефону, государственным спец- и не очень службам, оказывается, не обязательно обращаться за разрешением в судебные органы...
Конституция гарантирует украинским гражданам неприкосновенность частной жизни, телефонных переговоров и переписки. Но на деле все оказывается совсем наоборот. Только за последние полтора года с прослушкой в Украине было связано огромное количество скандалов. Так, многие помнят появившиеся в прессе распечатки разговоров по «мобильнику» между нынешним Президентом страны Виктором Ющенко и экс-мэром Киева Александром Омельченко. Слушали экс-генпрокурора Пискуна и экс-посла США Хербста, заместителя генпрокурора Шокина и журналиста Корчинского... Этот список можно продолжать. Но вывод напрашивается один: телефон — штука ненадежная. В плане сохранения секретов и с точки зрения конституционных норм. Мобильный же телефон — источник самой полной информации не только о своем владельце, но и обо всех его собеседниках и даже об их местонахождении. Сегодня нас, как показывает практика, беспрепятственно могут «слушать» и милиция, и СБУ, и налоговая инспекция, и просто заинтересованные лица. А после того, как несколько телефонных компаний, предоставляющих услуги телефонной связи, были куплены россиянами, никто не сможет застраховать нас и от длинных рук спецслужб соседей. Тем более что в России операторы мобильной связи просто обязаны устанавливать у себя «на базе» специальную аппаратуру. Интересно, а как у нас, — подумал я и решил разобраться подробнее... И оказалось, что ситуация выглядит весьма пикантно...
Без слова «Алло?»
Операторов сетей мобильной связи — UMC, Kievstar, Wellcome и др. — уже давно (с 2001 года) обязали сотрудничать с отечественными спецслужбами. Последние же, по словам некоторых экспертов-отставников, установив на операторских пунктах свои «черные ящики», имеют круглосуточный удаленный доступ к базам данных, в которых хранится информация о клиентах. Другими словами, все сведения — фамилия, имя, отчество абонента, место проживания, паспортные данные, а также информация о соединениях, трафике и платежах, которые операторы обязаны хранить в течение трех лет, — доступны спецслужбам в режиме реального времени. Аналогичные сведения собираются о всех абонентах, пользующихся корпоративными тарифами. Что интересно, без «черного ящика» спецслужб у нас пока что остается лишь оператор сети Life):. Просто не успел, а теперь опасается: надолго ли? Сами же операторы во всю открещиваются от всего вышенаписанного, мотивируя уже появившиеся в прессе распечатки подслушанного, как работу неких «частников», которые просто смогли сканировать частоты, на которых велся разговор. Оно и понятно, нарушать законы не хочется, как и признавать свое сотрудничество со спецслужбами.
Система тотального прослушивания стационарных и мобильных телефонов делится на адресную прослушку и блуждающую. Адресная прослушка подразумевает постоянное отслеживание и запись всех переговоров объекта наблюдения. А на принципе «блуждающей» прослушки построена вся система прослушивания. Если по-простому, то это выглядит примерно так: установленные у операторов мобильной связи «черные ящики» спецслужб реагируют на определенные слова, фразы в телефонных переговорах. «Подозрительные» сообщения записываются, и затем специальный отдел занимается анализом этих записей. Причем от самой системы не защищены пользователи IP-телефонии и «аськи» — программы моментальной интернет-связи ICQ.
По словам нашего эксперта, с технической точки зрения прослушка любого радиотелефона — самая легкая задача. А информация, которую дает эта процедура, выходит далеко за рамки простых телефонных разговоров. Мобильный телефон поможет определить с точностью до метров местоположение абонента (вспомните охоту на Джохара Дудаева), зафиксировать номера, дату, время звонка, определить по базам данных паспортные сведения. Как утверждает эксперт, существуют устройства, которые могут дистанционно включать микрофон даже у выключенного мобильного телефона. Все ваши разговоры в том помещении, где находится такой телефон, могут стать достоянием общественности. Набираемые на клавиатуре цифрового телефона пароли, номера кредитных карточек, коды и прочее также могут быть легко перехвачены.
В Украине к концу 2005 года количество абонентов сотовых сетей достигло 30 млн. человек, а это значит, что существует возможность тотального контроля за личной жизнью подавляющей части населения нашей страны.
Масштаб «Большого уха»
В соседней России система оперативно-розыскных мероприятий в сетях электросвязи успешно работает с начала 1990-х годов. Если раньше сотрудники российских спецслужб предъявляли сотрудникам компании-оператора судебное решение (или, если текст судебного решения является секретной информацией, — его реквизиты), в соответствии с которым осуществлялось прослушивание, то сегодня подобные «формальности» совсем не обязательны. Технические ограничения для спецслужб, а также обязательства оглашать какие-либо аспекты розыскной деятельности и механизмы контроля за ее осуществлением широкой общественности не известны. Как показало наше расследование, не лучше и у нас!..
О том, какие масштабы принимает вмешательство в личную жизнь людей не только в Украине, но и на всем пространстве СНГ, можно судить хотя бы по тому, что, зайдя на любой интернет-сайт, посвященный телефонии, вы найдете там предложения по продаже подслушивающих устройств на любой вкус и кошелек.
Ваш телефон, подключенный к любому из наших операторов мобильной связи, вполне может стать «вражеским» передатчиком. То есть, от незапланированной и нежеланной утечки информации не застрахован никто.
О том, насколько естественно сегодня воспринимается негласный контроль за частной жизнью и частным бизнесом, свидетельствует такой факт. В одном московском бизнес-сообществе в последнее время циркулирует то ли анекдот, то ли основанная на реальности история о том, как после визита оперативных работников одной из силовых структур в компанию ее техники обнаружили, что в офисных помещениях появились «жучки». Ликвидировать их не стали, опасаясь нового визита оперативников и возможного повышения внимания к деятельности фирмы, а просто приняли во внимание возможное прослушивание и постарались не вести принципиально важных разговоров в офисе. В конце концов, дело, как утверждает молва, дошло до того, что во время установки в компании новой мебели техники аккуратно переставили в нее все найденные в старой «жучки» — на всякий случай.
Противоядие
Главное средство защиты от прослушки — мощные криптографические средства защиты информации: специальные методы шифрования или кодирования, в результате которых содержание переписки становится недоступным без предъявления ключа криптограммы и декодирования. Пользователям Интернета проще защититься, чем абонентам стационарной или мобильной связи. В мире разработано довольно большое количество криптографических программ, и пользователям остается только сделать правильный выбор.
Как утверждают специалисты, найти на рынке действительно надежную криптопрограмму, разработчики которой сознательно исключили возможность «черных дыр», не так трудно. Но при этом не стоит забывать, что большинство криптографических программ создается в разнообразных научно-технических центрах, связанных с органами, обеспечивающими правительственную связь. В тех же органах эти программы и сертифицируются. В Украине воспользоваться криптографической защитой предлагает воспользоваться... СБУ. Ее стоимость — 510 гривен для госорганизаций и 607 гривен для всех, кто не хочет посвящать в свои разговоры «чужие уши». Абонентская плата за пользование терминалом, который подключен к спецсети мобильной связи, — 292,25 и 374,93 гривни соответственно. Работы по созданию спецсвязи ведет госпредприятие «Украинские специальные системы» (УСС). Но, далеко не всем такая связь может быть предоставлена — лимит по количеству абонентов. Плюс к тому и телефон надо иметь особенный. Что же до абонентов УСС, то их, по некоторым прикидкам, у компании уже около сотни.
Мнения и реакция
Экс-глава Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Петр Порошенко был возмущен тем, что спецслужбы слушали его разговоры с Президентом. Неудивительно, что близкое окружение главы державы не на шутку забеспокоилось о конфиденциальности переговоров. Летом 2005-го, будучи главой СНБО, Порошенко инициировал реформу, после которой Служба безопасности Украины должна лишиться функции контроля за правительственной связью и техническим обеспечением прослушки. Для этого создадут независимую структуру — Государственную службу специальной связи и защиты информации (ГСССЗИ). Официально она начнет свою деятельность с 1 января 2007 года. «Сегодня в СБУ сосредоточены функции прослушивания, контроля и непосредственно защиты информации. Уверен, их нужно разделить», — говорит Петр Порошенко, убежденный в правильности своей идеи. По его мнению, несанкционированно снять информацию после раздела будет невозможно. Правда, реформа удалась ему лишь наполовину. Пока от СБУ отделяют Департамент специальных телекоммуникационных систем и защиты информации (ДСТСЗИ), который обеспечивает спецсвязь, структура, фактически занимающаяся прослушиванием, остается в СБУ. Согласно Закону «О государственной службе, специальной связи и защите информации», подписанному Президентом 28 марта, новая служба получит бюджет 275 млн. гривен и штат (внимание!!!) — около 10 тыс. человек. Специалисты департамента будут обеспечивать исключительно защиту и работу правительственной связи. Начальник ДСТСЗИ Константин Бойко отделение от СБУ полностью одобряет. По его мнению, это создаст возможность для защиты информации на более высоком уровне. С другой стороны, некоторые эксперты скептически относятся к утверждению, что служба станет панацеей от прослушивания разговоров. А правозащитники и вовсе опасаются, что создание службы и отсутствие контроля может еще больше ухудшить ситуацию с незаконным прослушиванием.
Бывший сотрудник спецслужб, экс-глава подкомитета комитета по вопросам нацбезопасности и обороны Владимир Сивкович тоже сомневался, что выведение подобных структур из СБУ решит проблему несанкционированного прослушивания, поскольку не существует эффективных механизмов ее контроля. С этим можно согласиться: как только Леонид Кучма вывел в 1999-м службу охраны и защиты информации из структуры СБУ, тут же появился Николай Мельниченко. Многие эксперты от спецслужб констатируют, что проблема украинских правоохранительных органов — отсутствие внешнего контроля за деятельностью спецслужб. И приводят пример западных моделей, когда есть генеральный инспектор, имеющий возможность проводить внутренние расследования и обязанный отвечать перед законодательной и исполнительной властью.
Короткое резюме. Защита граждан от тотальной прослушки — абсолютное право гражданского общества и его институций. Президент Виктор Ющенко неоднократно говорил о том, что в демократической Украине, избравшей европейские ориентиры и отстаивающей права человека, подобное «взламывание» приватной жизни будет просто невозможно... Остается лишь дождаться того, чтобы эти замечательные президентские планы были воплощены в реальность государственными структурами.
Инф. «Столичные новости»
e-news.com.ua