Пожалуйста, не ищите в Интернете ответ на каждый простой вопрос!
С таким призывом медики апеллируют к постоянным пользователям Интернета, утверждая, что обращение к Сети воздействует на мозг, как передает Интернет-издание для девушек и женщин от 14 до 35 лет Pannochka.net
При этом подчёркивается, что многозадачность создает стресс, но совершенствует аналитические способности.
Почему многозадачность - это плохо
Постоянный поиск в Интернете ответов даже на простейшие вопросы воздействует на мозг, так как человек вынужден одновременно решать несколько задач.
Понятие «multitasking» (многозадачность) означает способность операционной системы выводить одновременно несколько задач. Это метод работы, который компьютеры навязывают и своим пользователям. Тем не менее, постоянное переключение (например, между почтой и окнами браузера) вызывает снижение концентрации внимания и приводит к появлению ряда других проблем.
«Наш мозг имеет относительно небольшую рабочую память, - подчеркивает нейробиолог Мартин Корте (Martin Korte) из Технического Университета Брауншвейга. - Она служит порталом для избыточной информации из окружающей среды и лишь впускает то, что можно сохранить».
Если наполнять рабочую память информацией о нескольких одновременно происходящих видах деятельности, то каждая из них резервирует собственную часть имеющегося для этой цели пространства. Это происходит за счет качества: «При многих одновременно протекающих задачах нельзя достигнуть такой же познавательной глубины, как при одном задании», - считает Корте.
Когда человек, занятый настоящей работой, постоянно следит за электронной почтой или проверяет новые сообщения в мобильном телефоне, то у него в голове, по словам нейробиолога, "параллельно должны играть несколько нейронных оркестров". Кроме того, мозг расценивает такие процессы как стресс, так как к различным видам деятельности постоянно присоединяется раздражение. А стресс ослабляет организм.
Как изменяется работа мозга под влиянием Интернета
При возможности в любое время получать сведения из Всемирной сети мозг начинает работать по-другому.
Проходившим тестирование МРТ добровольцам, которые постоянно пользовались смартфонами и компьютерами, учёные задавали вопросы, проверяющие их знания. Оказалось, что при этом в головном мозге сначала активировались аналитические способности. Испытуемые думали о том, как они будут искать информацию в Интернете, не пытаясь просто вспомнить правильный ответ.
Если у человека появляется неуверенность в собственных знаниях даже для ответа на простейший вопрос, то его адаптация в реальном мире проходит очень сложно. Трудно оценивать новое при отсутствии конкретных знаний. А если отсутствует критическая оценка собственных знаний, пользователи быстро начинают считать себя экспертами во всех вопросах - типичное явление на сетевых форумах – и высказывать ошибочные суждения.
Однако постоянное использование компьютера и Интернета тренирует и другие способности. Наряду с аналитическим потенциалом это, прежде всего, визуальный интеллект, то есть зрительное мышление. Не удивительно, полагает также Корте, что изменения в мозге можно четко измерить: "Всякий раз, когда мы чему-то интенсивно учимся, изменяются и взаимосвязи в мозге".