В конце марта сменился собственник крупнейшего в СНГ производителя синтетических алмазов — Полтавского алмазного завода. Поначалу у наблюдателей сложилось впечатление, что ничего экстраординарного не произошло, поскольку формальным собственником предприятия стала не особо известная украинскому обывателю ирландская компания. Немного позже выяснилось, что завод вошел в сферу влияния доминирующего на мировом рынке природных алмазов концерна De Beers.
До 2000 г. это предприятие контролировалось тремя бизнес-группами — санкт-петербургской «Орими» покойного бизнесмена Дмитрия Варварина, группой инвестиционных фондов New Century Сapital Partners (США) и украинскими совладельцами металлургического комбината «Запорожсталь» Василием Хмельницким и Андреем Ивановым. После убийства Дмитрия Варварина в марте 2000 г. его акции были выкуплены New Century Сapital Partners, которая через свою кипрскую оффшорку Bonarco Limited сконцентрировала более 60% акций полтавского предприятия. Около 17% акций завода досталось кипрской Otrino Trading Limited, имеющей ярко выраженные украинские корни (в частности, она является акционером компаний «Киевхлеб» и «Киевэнерго», причисляемых к сфере влияния господ Хмельницкого и Иванова, которые были партнерами г-на Варварина в нашей стране).
В 2004 г. владельцы ПАЗа объявили о своем желании избавиться от принадлежащего им алмазного актива. О том, что им это наконец удалось, стало известно только 31 марта текущего года, когда ирландская компания Element Six, входящая в состав концерна De Beers, сообщила о приобретении производственного актива в Украине. Официально вступить в свои права Element Six планирует на собрании акционеров 20 апреля, на котором его представители смогут занять места в наблюдательном совете и ревизионной комиссии ПАЗа.
По сообщению покупателя, схема работы полтавского предприятия будет изменена, в частности, производимое им сырье (алмазный порошок) теперь будет не реализовываться на мировых рынках, а отправляться на завод компании в Ирландию для окончательной обработки и дальнейшей продажи в ее сбытовых сетях. По аналогичной схеме сейчас работают другие предприятия ирландцев, выпускающие синтетические алмазы в Швеции и Южной Африке. Element Six также известила, что планирует в ближайшем будущем открыть новый завод по производству синтетических алмазов в Китае. Его мощность, по данным «ДС», будет сопоставима с производительностью ПАЗа (около 150 млн карат). Таким образом, компания может значительно улучшить свое положение на рынке синтетических алмазов, годовая емкость которого оценивается в 3 млрд карат, где сейчас доминируют Китай и США (General Electric) и, возможно, даже обойти своих извечных противников. Можно предположить, что важная роль в этих планах отведена и украинскому активу компании.
По данным «ДС», сумма сделки по продаже контрольного пакета акций ПАЗа составила менее $5 млн. Ее можно назвать относительно небольшой за предприятие такого уровня, как Полтавский алмазный завод. Особенно если учесть, что еще несколько лет назад собственники предприятия хотели получить за него около $15 млн. Однако желающих приобрести его за такую сумму тогда не нашлось. Значительное снижение стоимости завода можно объяснить ситуацией на мировом рынке, которая кардинально и совсем не в пользу ПАЗа изменилась в 2001 г. Тогда на рынок искусственных алмазов вышел Китай, начавший производство и продажу этой продукции по демпинговым ценам. Причем основной проблемой для Украины стало то, что качество китайских алмазов с каждым годом повышалось, а тот же ПАЗ не вкладывал необходимые средства в совершенствование технологии и модернизацию производства, из-за чего проигрывал конкурентам.
Впрочем, ни New Century Сapital Partners, ни владельцы Otrino, продав ПАЗ, не собираются уходить из алмазного бизнеса. Как стало известно «ДС», обе бизнес-группы, владевшие ранее Полтавским алмазным заводом, сохранили контроль над производством алмазного инструмента, выделенного в 2005 г. из состава ПАЗа в отдельную структуру — ЗАО «Полтавский алмазный инструмент».
По словам члена наблюдательного совета ПАЗа, руководящего его управляющей компанией «Орсвит Групп» Виталия Михаля, «Полтавский алмазный инструмент» использует порядка 12–15 млн карат алмазов бывшей материнской компании, производя шлифовальные круги, алмазную пасту и другие изделия. Разделение производства алмазов и алмазного инструмента он называет логичным шагом, поскольку в мировой практике не предусмотрено совмещение обеих направлений. «Во всем мире синтез алмазов и производство инструмента разделено, так как у каждого из этих направлений свои особенности и рынки сбыта», — говорит г-н Михаль.
Перспективы ПАЗа в связи с приходом на него De Beers Group можно оценить двояко. С одной стороны, новые владельцы явно видят украинское предприятие своеобразным сырьевым придатком в своей производственной схеме, по которой вся его продукция будет проходить доработку в Ирландии. Такой порядок говорит о том, что больших инвестиций ПАЗу вроде бы не следует ожидать. С другой — состояние завода таково, что он требует значительной модернизации. По словам директора Института сверхтвердых материалов Национальной академии наук Украины Николая Новикова, на технологиях которого работает ПАЗ, прежние собственники недостаточно внимания обращали на вопросы его модернизации. «Полтавский завод износился до нуля», — говорит г-н Новиков. При этом он полагает, что Element Six нет смысла менять технологию производства алмазов в Полтаве, отличающуюся от западной и азиатской, — в лучшем случае речь будет идти о ее совершенствовании.
Юрий Еремин
Инф. «Деловая столица»
e-news.com.ua