Сегодня Комитет всемирного наследия включил 13 культурных объектов в Список всемирного наследия ЮНЕСКО и утвердил расширение территории уже внесенного в Список культурного объекта в Мексике. Горнопромышленный ландшафт Рошия-Монтанэ (Румыния) был одновременно внесен в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой, в ожидании устранения угрозы его целостности, создаваемой возможной деятельностью по добыче полезных ископаемых.
Эти объекты были внесены в Список всемирного наследия в ходе расширенной 44-й сессии Комитета всемирного наследия, которая проходит в режиме онлайн под председательством из Фучжоу (Китай). В ходе сессии рассматриваются объекты, заявленные в 2020 и 2021 годах. Рассмотрение объектов продолжится до 28 июля.
Новые объекты в Списке всемирного наследия (в порядке рассмотрения):
Индия, Дхолавира: хараппский город
Древний город Дхолавира, южный центр Хараппской цивилизации, расположен на засушливом острове Хадир в штате Гуджарат. Археологический объект, населенный ок. 3000-1500 гг. до н.э., является одним из наиболее сохранившихся городских поселений того времени в Юго-Восточной Азии и включает в себя укрепленный город и кладбище. Два сезонных потока обеспечивали водой, дефицитным ресурсом в регионе, обнесенный стеной город, на территории которого находятся сильно укрепленный замок и церемониальная площадка, а также улицы и дома различных размеров и качества, что свидетельствует о стратифицированном социальном порядке. Сложная система управления водными ресурсами демонстрирует изобретательность народа г. Дхолавира в своей борьбе за выживание и процветание в суровых условиях. На территории объекта находится большое кладбище с кенотафами шести типов, свидетельствующими об уникальном представлении хараппцев о смерти. Во время археологических раскопок на объекте были обнаружены мастерские по обработке бусин и различные артефакты, такие как медь, ракушки, камень, ювелирные изделия из полудрагоценных камней, терракота, золото, слоновая кость и другие материалы, что свидетельствует о художественных и технологических достижениях этой культуры. Также были обнаружены свидетельства межрегиональной торговли с другими городами Хараппы, а также с городами в регионе Месопотамия и на полуострове Оман.
Иран (Исламская Республика), Культурный ландшафт Хавраман / Ураманат
Отдаленный и горный ландшафт Хавраман / Ураманат свидетельствует о традиционной культуре народа хаврами, агроскотоводческого курдского племени, населявшего регион примерно с 3000 г. до н.э. Этот объект, расположенный в самом сердце гор Загрос в провинциях Курдистан и Керманшах вдоль западной границы Ирана, включает два компонента: Центрально-Восточную долину (Жаверуд и Тахт в провинции Курдистан) и Западную долину (Лахун в провинции Керманшах). Образ жизни жителей этих двух долин был адаптирован на протяжении тысячелетий к суровой горной среде. К отличительным особенностям местной культуры и жизни полукочевого народа хаврами, проживающего в низменностях и горных районах в различные сезоны года, относятся многоуровневая планировка и архитектура на крутых склонах, садоводство на террасах из сухого камня, животноводство и сезонная вертикальная миграция. О непрерывном присутствии этого народа на территории ландшафта, который также характеризуется исключительным биоразнообразием и эндемизмом, свидетельствуют каменные орудия, пещеры и скальные укрытия, курганы, остатки постоянных и временных поселений, а также мастерские, кладбища, дороги, деревни, замки, и др. Двенадцать деревень, включенных в состав объекта, иллюстрируют эволюцию ответных мер народа хаврами на нехватку плодородных земель в горной среде на протяжении тысячелетий.
Япония, Доисторические памятники Дзёмон на севере Японии
Этот объект состоит из 17 археологических памятников в южной части острова Хоккайдо и северной части Тохоку, расположенных в различных географических районах - от гор и холмов до равнин и низменностей, от внутренних заливов до озер и рек. Эти памятники являются уникальным свидетельством развития на протяжении около 10000 лет доземледельческой, но оседлой культуры Дзёмон и ее сложной системы духовных верований и ритуалов. Они также свидетельствуют о возникновении, развитии, зрелости и приспособляемости к изменениям окружающей среды оседлого общества охотников-рыболовов-собирателей, которое развивалось примерно с 13000 до н.э. Выражения духовности Дзёмон обрели осязаемую форму в таких предметах, как лакированные горшки, глиняные таблички с оттиском ног, знаменитые фигурки догу с выпученными глазами, а также в ритуальных местах, включая земляные валы и большие каменные круги, достигающие в диаметре более 50 метров. Серийный объект свидетельствует о редком и очень раннем развитии доземледельческого оседлого образа жизни.
Румыния, Горнопромышленный ландшафт Рошия-Монтанэ
Расположенный на территории горного хребта Апузени на западе Румынии, Рошия-Монтанэ представляет собой наиболее значительный, обширный и технически разнообразный подземный золотодобывающий комплекс времен Римской империи, известный на момент включения в Список всемирного наследия. Во времена Римской империи в этой местности, известной как Альбурнус Майор (Alburnus Maior), велась обширная золотодобыча. В течение 166 лет, начиная с 106 г. н.э., римляне извлекли около 500 тонн золота на территории объекта, где велись высокотехнологичные работы и были разработаны различные типы галерей общей протяженностью 7 км и несколько водяных колес в четырех подземных районах, выбранных для добычи высокосортной руды. Покрытые воском деревянные таблички с письменами предоставили подробную правовую, социально-экономическую, демографическую и лингвистическую информацию о горнодобывающей деятельности Римской империи не только в Альбурнус Майоре, но и по всей провинции Дакия. Этот объект демонстрирует слияние горнодобывающих технологий времен Римской империи с местными практиками, неизвестными где-либо еще с такой ранней эпохи. Разработка недр также велась, хотя и в меньшей степени, в период между средневековьем и современной эпохой. Более поздние работы по добыче полезных ископаемых окружают и пересекают галереи времен Римской империи. Ансамбль расположен в агро-пасторальном ландшафте, который в значительной степени отражает структуру общин, поддерживавших шахты между XVIII и началом XX вв. (Этот объект также был внесен в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой из-за угроз, связанных с планами возобновления работ по добыче ископаемых, которые могут нанести ущерб значительной части объекта).
Иордания, Ас-Сальт - место терпимости и городского гостеприимства
Город Ас-Сальт, построенный на трех близлежащих холмах в горной местности Балка в западной и центральной частях Иордании, был важным торговым связующим звеном между восточной пустыней и западом. В течение последних 60 лет Османского периода регион процветал благодаря переселению купцов из Наблуса, Сирии и Ливана, заработавших свои состояния на торговле, банковском деле и сельском хозяйстве. Это, в свою очередь, привлекло квалифицированных ремесленников из различных частей региона, которые работали над превращением скромного сельского поселения в процветающий город с самобытной планировкой и архитектурой, характеризующейся крупными общественными зданиями и семейными резиденциями, построенными из местного желтого известняка. В центре города находится около 650 важных исторических зданий, в которых сочетаются европейский модерн, неоколониальный стиль и местные традиции. Несегрегированное развитие города отражает терпимость между мусульманами и христианами, развивавшими традиции гостеприимства, о чем свидетельствуют Мадафас (гостевые дома, известные как Дауаин) и система социального обеспечения, известная как Такафул Иджтимай. Эти материальные и нематериальные аспекты возникли в результате смешения сельских традиций и практик буржуазных купцов и торговцев во времена Золотого века развития Ас-Сальта с 1860-х по 1920-е годы.
Кот-д'Ивуар, Мечети в суданском стиле на севере Кот-д'Ивуара
Восемь небольших глинобитных мечетей в городах Тингрела, Куто, Соробанго, Саматигила, М'Бенге, Конг и Кауара характеризуются выступающими деревянными балками, вертикальными контрфорсами, увенчанными предметами керамики или страусиными яйцами, а также сужающимися минаретами. Они представляют собой интерпретацию архитектурного стиля, возникшего примерно в XIV веке в городе Дженне, который тогда входил в состав Малийской империи и процветал благодаря торговле золотом и солью с Северной Африкой через Сахару. В частности, с XVI века стиль распространился на юг из пустынных регионов в суданскую саванну, в то время как постройки становились ниже, с более широкими контрфорсами, в связи с более влажным климатом. Мечети являются лучше всего сохранившимися из 20 подобных построек в Кот-д’Ивуаре, где в начале прошлого века существовали сотни подобных зданий. Отличительный суданский стиль мечетей, характерный для региона саванн в Западной Африке, развился между XVII и XIX веками, когда торговцы и ученые начали расселяться к югу от Малийской империи, расширяя транссахарские торговые маршруты в лесную зону. Они представляют собой весьма важные свидетельства транссахарской торговли, которая способствовала распространению ислама и исламской культуры, и отражают слияние исламских и местных архитектурных форм в весьма своеобразном стиле, сохранившемся с течением времени.
Франция, Ницца, зимний курортный город Ривьеры
Средиземноморский город Ницца, расположенный недалеко от границы с Италией, является свидетелем эволюции зимнего климатического курорта в связи с мягким климатом города и его расположением у подножия Альп. С середины XVIII века Ницца привлекала все большее число аристократических семей и семей высшего сословия, в основном британцев, которые проводили здесь зимы. В 1832 году в Ницце, в то время входившей в состав Королевства Савойя-Пьемонт-Сардиния, был принят план городского развития, направленный на то, чтобы сделать город привлекательным для иностранцев. Вскоре после этого Camin dei Inglesi, скромная тропа шириной 2 метра вдоль морского берега, была расширена и превратилась в престижную набережную, известную как Английская набережная после того, как город был передан Франции в 1860 году. В течение следующего столетия в город из других стран стекалось всё большее число желающих провести здесь зиму, в частности гости из России, что привело к последовательным этапам развития новых районов рядом со старым средневековым городом. Многообразие культурных влияний зимних гостей города и желание максимально использовать климатические условия и ландшафт местности сформировали городское планирование и эклектичный архитектурный стиль этих районов, способствуя растущей славе города как космополитического зимнего курорта.
Бразилия, Сад Роберто Бурле-Маркса
Расположенный к западу от Рио-де-Жанейро объект воплощает успешный проект, который более 40 лет разрабатывал ландшафтный архитектор и художник Роберто Бурле-Маркс (1909–1994 гг.), с целью создать «живое произведение искусства» и «ландшафтную лабораторию» с использованием местных растений и на основе идей модернизма. Созданный в 1949 году сад имеет ключевые характеристики, которые стали определять ландшафтные сады Бурле-Маркса и повлияли на развитие современных садов во всем мире. Для сада характерны извилистые формы, обильная массовая посадка растений, архитектурные композиции растений, резкие цветовые контрасты, использование тропических растений и включение элементов традиционной народной культуры. К концу 1960-х годов на территории объекта, наряду с другими редкими тропическими видами, находилась самая репрезентативная коллекция бразильских растений. На территории сада в гармонии с местной растительностью региона произрастают 3500 культивируемых видов тропической и субтропической флоры, в частности мангровые заросли, рестинга (особый тип прибрежных тропических и субтропических влажных широколиственных лесов) и Атлантический лес. Cад Роберто Бурле-Маркса демонстрирует экологическую концепцию формы как процесса, включая социальное сотрудничество, являющееся основой для сохранения окружающей среды и культуры. Это первый современный тропический сад, внесенный в Список всемирного наследия.
Перу, Археоастрономический комплекс Чанкильо
Археоастрономический комплекс Чанкильо - это доисторический объект (250-200 до н.э.), расположенный на северо-центральном побережье Перу, в долине реки Касма. Объект включает в себя комплекс сооружений в пустынном ландшафте, которые, наряду с природными особенностями, функционировали в качестве календарного инструмента, используя солнце для определения дат в течение года. На территории объекта находится комплекс с тройными стенами на вершине холма, известный как Укрепленный храм, два комплекса зданий, называемых Обсерваторией и Административным центром, линия из 13 кубовидных башен, тянущаяся вдоль гребня холма, а также Серро Мучо Мало, дополняющий Тринадцать башен как естественная отметка. Церемониальный центр, вероятно, был посвящен культу солнца, и наличие наблюдательных пунктов по обе стороны от линии Север-Юг Тринадцати башен позволяет наблюдать как точки восхода, так и захода Солнца в течение всего года. Объект демонстрирует значительные инновации, используя солнечный цикл и искусственный горизонт для определения солнцестояния, равноденствия и любой другой даты в году с точностью до 1-2 дней. Таким образом, объект является свидетельством кульминации долгой исторической эволюции астрономических практик в долине реки Касма.
Уругвай, Работа инженера Эладио Диесте: Церковь Атлантиды
Церковь Атлантиды с колокольней и подземным баптистерием находится в Эстасьон Атлантида, в 45 км от Монтевидео. Вдохновленный итальянской палео-христианской и средневековой религиозной архитектурой, модернистский церковный комплекс, открытый в 1960 году, представляет собой новаторское использование открытой и армированной кирпичной кладки. Построенная на прямоугольном плане из одного зала церковь имеет характерные волнистые стены, поддерживающие такую же волнообразную крышу, состоящую из ряда укрепленных кирпичных гауссовых сводов, разработанных Эладио Диесте (1917-2000 гг.). Цилиндрическая колокольня, построенная методом открытой кирпичной кладки, возвышается над землей справа от главного фасада церкви, в то время как подземный баптистерий расположен с левой стороны паперти. Баптистерий, доступ к которому осуществляется через треугольный призматический вход, освещается через центральный окулюс. Церковь представляет собой яркий пример выдающихся формальных и пространственных достижений современной архитектуры в Латинской Америке во второй половине ХХ века, воплощая в себе стремление к социальному равенству при экономном использовании ресурсов, удовлетворяя структурные требования с большим эстетическим эффектом.
Чили, Поселение и искусственная мумификация культуры Чинчорро в регионе Арика и Паринакота
Объект состоит из трех компонентов: Faldeo Norte del Morro de Arica и Colón 10, которые находятся в городе Арика, и Desembocadura de Camarones в сельской местности, примерно в 100 км к югу. Вместе они являются свидетельствами культуры морских охотников-собирателей, которые проживали на территории засушливого и враждебного северного побережья пустыни Атакама на самом севере Чили примерно в 5450-890 гг. до н.э. На территории объекта представлены древнейшие из известных археологических свидетельств искусственной мумификации тел, а также кладбища, содержащие как искусственно мумифицированные тела, так и тела, которые были сохранены в связи с условиями окружающей среды. Со временем Чинчорро усовершенствовали сложные методы захоронения, посредством чего они систематически расчленяли и собирали тела умерших мужчин, женщин и детей всего социального спектра для создания «искусственных» мумий. Эти мумии обладают материальными, скульптурными и эстетическими свойствами, которые, как предполагается, отражают основополагающую роль мертвых в обществе Чинчорро. Инструменты из минеральных и растительных материалов, а также простые инструменты из костей и ракушек, которые позволяли интенсивно использовать морские ресурсы, были найдены на территории объекта, что является уникальным свидетельством сложной духовности культуры Чинчорро.
Мексика, Францисканский ансамбль монастыря и собора Успения Пресвятой Богородицы в Тласкале [расширение территории объекта «Монастыри начала XVI века на склонах вулкана Попокатепетль», внесенного в Список в 1994 году]
Францисканский ансамбль монастыря и собора Успения Пресвятой Богородицы является частью первой программы строительства, начатой в 1524 году в целях евангелизации и колонизации северных территорий Мексики. Ансамбль является одним из первых пяти монастырей, основанных францисканскими, доминиканскими и августинскими монахами, и одним из трёх сохранившихся монастырей. Два других уже внесены в Список всемирного наследия. Ансамбль зданий в Тласкале представляет собой пример архитектурной модели и пространственных решений, разработанных в ответ на новый культурный контекст, объединивший местные элементы для создания таких пространств, как широкие атриумы и часовни capilla posa. Объект имеет две другие особенности: отдельно стоящую башню и деревянный мудехар, которых нет в других монастырях, уже внесенных в Список всемирного наследия как часть серийного объекта. Это способствует лучшему пониманию развития новой архитектурной модели, которая повлияла как на городское развитие, так и на монастырские постройки до XVIII века.
Германия / Нидерланды, Укрепленные рубежи Римской империи - Нижнегерманские рубежи
Этот транснациональный объект, протяженностью примерно 400 км вдоль левого берега реки Нижний Рейн от Рейнского массива в Германии до побережья Северного моря в Нидерландах, состоит из 102 компонентов, расположенных в части пограничной линии древней Римской империи, которая во II веке нашей эры простиралась через Европу, Ближний Восток и Северную Африку на более чем 7500 км. Нижнегерманские рубежи включают в себя военные и гражданские объекты и инфраструктуру, обозначавшие край Нижней Германии с I по V вв. н. э. Археологические находки на территории объекта включают военные базы, форты, крепости, башни, временные лагеря, дороги, гавани, базу флота, канал и акведук, а также гражданские поселения, города, кладбища, святилища, амфитеатр и дворец. Почти все эти археологические останки захоронены под землей. Заболоченные отложения позволили обеспечить высокую степень сохранности как структурных, так и органических материалов периода римской оккупации и использования.
Германия, Объекты в городах ШУМ - Шпайере, Вормсе и Майнце
Расположенный в бывших имперских соборных городах Шпайер, Вормс и Майнц, в долине Верхнего Рейна, серийный объект включает Еврейский двор в Шпайере с синагогой и женской синагогой, археологические остатки ешивы (религиозная школа), двор и все еще нетронутую подземную микву (ритуальная баня), которая сохранила свое высокое архитектурное и строительное качество. В состав объекта также входят Комплекс Вормсской синагоги с послевоенной реконструкцией на месте синагоги XII века и женской синагоги XIII века, а также общественный зал (дом Раши) и монументальная миква XII века. На территории серийного объекта также находятся Старое еврейское кладбище в Вормсе и Старое еврейское кладбище в Майнце. Четыре составляющие объекта наглядно отражают раннее появление отличительных обычаев ашкеназов, а также структуру развития и расселения общин ШУМ, особенно в период между XI и XIV веками. Здания, которые составляют объект, служили прототипами для более поздних еврейских общин и религиозных построек, а также кладбищ в Европе. Аббревиатура ШУМ (ShUM) представляет собой сокращение названий трех немецких городов - Шпайер, Вормс и Майнц.
e-news.com.ua