• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Применение вазоактивных средств при головной боли

    Опубликовано: 2021-05-13 17:48:10

    В последние годы накапливаются данные о связи регуляции антиноцицепции и деятельности сердечно-сосудистой системы, как передает Интернет-издание для девушек и женщин от 14 до 35 лет Pannochka.net

    В основе этой связи лежит взаимодействие адренергических, опиатных, ГАМКергических и бензодиазепинергических систем.

    Эндогенные опиоиды участвуют в опосредовании гипотензивного действия агониста Р2-рецепторов клонидина, вызывают гипотензию и брадикардию [Feldberg W., Wei Е., 1977; Farsang С, Kunos G., 1979].

    Сердечно-сосудистые эффекты ГАМК обусловлены торможением симпатических и активацией парасимпатических центров ЦНС, угнетением проведения импульсов в симпатических ганглиях, влиянием на сосудистые ГАМК-рецепторы и антагонистическим отношением к ангиотензину [De Fendis FY, 1981].

    Благодаря этому ГАМК и ее агонисты снижают цереброваскулярное сопротивление (особенно при исходно повышенном тонусе артерий), увеличивают мозговой кровоток и потребление мозгом кислорода [Мирзоян С.А., Акопян В.П., 1967; Edvinsson L. et al., 1980].

    При гипертонической болезни, атеросклерозе и мигрени находят поражения сосудистых ГАМК-рецепторов, во время приступов мигрени и эмболии церебральных сосудов уровень ГАМК в спинномозговой жидкости повышается. Применение ГАМКергических средств при цереброваскулярных расстройствах дает выраженный терапевтический эффект [Петелин Л.С. идр., 1974; Funayama S., Nikino Н., 1979; Otomo Е. et al., 1981].

    Способность бензодиазепинов угнетать вегетативно-сосудистые реакции лежит в основе терапевтического применения бензодиазепинов при психосоматических заболеваниях и вегетососудистых кризах [Haefely W.E., 1979].

    В свою очередь клонидин вызывает гипалгезию, которую (как и гипалгезию, вызванную ГАМК) подавляет налоксон, а пропранолол (как и налоксон) повышает чувствительность к болевым раздражениям. Эти данные свидетельствуют о том, что при гипертонической болезни нарушается как опиоидная, так и адренергическая регуляция в ЦНС [Mac Green R.F., Bernston G.G., 1980; Fielding S., Lai H., 1981].

    Клонидин, подобно наркотическим анальгетикам, тормозит вызванные болевым раздражением потенциалы преганглионарных нейронов спинного мозга. Поскольку клонидин купирует абстиненцию после отмены опиатов, можно полагать, что их анальгетическое действие опосредуется с вовлечением адренергических систем [Hare B.D., Franz D.N., 1983]. Экспериментальные данные показывают, что антигипертензивное действие клонидина и его антиноцицептивный эффект опосредуются разными рецепторными системами [Chan S.H.H., 1984].

    Экспериментально доказано влияние а-блокаторов на систему ноцицепции. Так, введение фентоламина в большое ядро шва вызывает гипалгезию, что объясняют блокадой норадренергических синапсов в большом ядре шва и последующим растормаживанием серотонинергических нейронов, регулирующих спинальный воротный контроль [Sagen J., Proudfit Н.К., 1981]. В то же время системное введение фентоламина и пирроксана угнетает антиноцицептивный эффект адреномиметиков.

    Селективный агблокатор празозин не влияет на эффект миметиков, но сам обладает антиноцицептивной активностью. У оА-блокатора пипероксана обнаружены свойства антагониста морфина. Неселективный ос-блокатор фентоламин предупреждает действие анальгина, но усиливает аналгезию, если его вводят после анальгина [Сливко С.Ф. и др., 1983; Benthley G.A. et al., 1983].

    Введение в-блокатора пропранолола в дорсальное ядро шва снижает потенциалы действия в этом ядре антиноцицептивной системы, а также в нейронах соматосенсорной коры [Моуаnоva S. et al., 1983]. Пропранолол снижает чувствительность к ноцицептивным раздражениям и значительно усиливает обезболивающий эффект анальгина [Сливко С.Ф. и др., 1983].

    Одним из путей влияния в-блокаторов на ноцицепцию является их способность уменьшать образование серотонина из триптофана. Этот механизм, по-видимому, лежит в основе не только терапевтических эффектов, но и побочных нервно-психических явлений при лечении в-блокаторами [Hallberge Н. et al., 1982].

    В результате действия в-блокаторов на ЦНС уменьшаются беспокойство, возбуждение и страх, купируются сердечно-сосудистые и вегетативно-соматические расстройства, вызванные стрессом [Коella W.R, 1978; Kelly D., 1978; Schenn G.K., 1981; Taylor F.A. etal., 1981).

    Применение в-блокаторов для межприступного лечения мигрени обусловлено их свойством предупреждать дилатацию артерий и взаимодействовать с серотониновыми рецепторами, что, по-видимому, играет роль в антиноцицептивных эффектах в-блокаторов [Brownlee R.P. et al., 1980; Connell D.J. et al., 1980].

    Таким образом, имеются экспериментальные и клинические факты, показывающие, что анальгезирующие средства влияют на регуляцию функции сердечно-сосудистой системы, а вазоактивные препараты — на регуляцию ноцицепции. Однако клинический опыт показывает, что вазоактивные средства в терапевтических дозах не дают обезболивающего эффекта и их не применяют с целью аналгезии.

    Применение вазоактивных средств при головной боли направлено в первую очередь на нормализацию сосудистой регуляции и реактивности, ликвидацию церебральной ангиодистонии, улучшение венозного оттока из полости черепа и восстановление адекватной системной гемодинамики.

    Фармакологические группы вазоактивных средств
    В широком смысле к вазоактивным средствам следует отнести препараты разных фармакологических групп, которые, действуя тем или иным образом на механизмы регуляции системного и регионального кровообращения, обеспечивают адекватное кровоснабжение органов и тканей.


    Среди механизмов сосудистой регуляции можно выделить звенья нервного, мышечного механизма и гуморальный механизм регуляции. Принимая эти представления сосудистой регуляции, естественно систематизировать вазоактивные средства в соответствии с объектами и субстратами их фармакологического действия.

    В отношении объектов фармакологического воздействия вазоактивных средств можно указать такую последовательность: нервный механизм регуляции (вазомоторные центры ствола, симпатические узлы, нервно-гладкомышечное соединение); мышечный механизм — гладкомышечные клетки артерий со структурно-функциональными элементами, обеспечивающими расслабление и сокращение белковых сократительных систем актина-миозина (ферментные системы каскада аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ) и цАМФ — аденилатциклаза и фосфодиэстераза, системы баланса внутриклеточной концентрации Са ).

    medbe.ru

    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.