Энтеровирусный менингит чаще вызывается разными типами вирусов Коксаки и ECHO.
Он начинается остро, с резкого повышения температуры, очень сильной распирающей головной боли и многократной рвоты.
Менингеальные симптомы появляются на 2—3-й день болезни, изменения спинномозговой жидкости наступают на 5—6-й день и исчезают к 20-му дню.
Своеобразное начало может привести к диагностическим затруднениям. Приводим наблюдение.
Больной К., 38 лет, служащий. Ночью проснулся от головной боли, испытывал ощущение тяжелой дурноты. В течение ночи несколько раз повторялась рвота. Температура повысилась до 37,8°С. Наступило затуманивание зрения. С диагнозом «пищевая интоксикация» госпитализирован в инфекционное отделение Клинической больницы им. СП. Боткина. Диагноз не подтвердился.
Больной жаловался на мучительную головную боль, повторялась рвота. Появились двоение в глазах, боль при движении глазных яблок. При неврологическом осмотре установлены недостаточность конвергенции, повышение сухожильных рефлексов, больше слева, симптом Бабинского слева, легкие менингеальные знаки. Давление спинномозговой жидкости 230 мм вод. ст., белок 0,33 г/л, лимфоцитарный цитоз 30 клеток в 1 мкл.
После спинномозговой пункции и внутривенного капельного вливания 500 мл реополиглюкина, 100 мг гидрокортизона, 2 мл лазикса состояние улучшилось, уменьшилась головная боль, улучшилось зрение. На глазном дне обнаружены расширение и извитость вен, отек сетчатки, что объяснило жалобы на затуманивание зрения.
Лечение
Лечение: преднизолон по 30 мг через день, витаминотерапия, аминалон, эуфиллин и раствор глюкозы внутривенно. В течение недели состояние больного значительно улучшилось, неврологические симптомы регрессировали. Впечатление о затуманивании по периферии полей зрения удерживалось до 18-го дня. При повторной спинномозговой пункции [на 20-й день] изменений жидкости не обнаружено.
На основании этих данных диагностирован энтеровирусный серозный менингит, хотя вирусологическое исследование не производилось. Больной выписан на 40-й день в хорошем состоянии. Через 2 дня обратился с жалобами на возобновление головной боли и затуманивание зрения. От госпитализации (по поводу рецидива серозного менингита) категорически отказался. Через неделю эти явления прошли и не возобновлялись, чувствовал себя здоровым. Через 3 мес. от начала заболевания приступил к работе.
Для энтеровирусных менингитов, вызываемых вирусами Коксаки, характерна боль в мышцах и нижних отделах грудной клетки. Иногда она доминирует в клинической картине при стертых проявлениях менингита — эпидемическая миалгия и плевродиния [Цукер М.Б., 1975].
Острое начало с высокой температурой и сильной головной болью имеет и паротитный менингит, который встречается в 4 раза чаще других серозных менингитов [Шаргородская В.А., 1973; Гавура В.В., 1983]. Вирус эпидемического паротита обнаруживает тропизм к слюнным, половым и поджелудочной железам, их вовлечение в воспалительный процесс [70—80% случаев] облегчает диагностику. Труднее распознавать паротитный менингит без поражения желез.
Отличительной особенностью паротитного менингита в последние годы является замедленная реконвалесценция с санацией спинномозговой жидкости через 2 мес. и более, а также позднее (после регресса общеинфекционных и оболочечных симптомов) вовлечение в процесс вещества мозга (мост, продолговатый и спинной мозг).
Поскольку тяжесть церебральных симптомов коррелирует с титром противомозговых антител в крови и спинномозговой жидкости, причиной менингоэнцефалитических поражений считают аутоиммунный, а не вирусный механизм. При тяжелом течении иммуноферментный дефицит приводит к затяжному заболеванию со стенозом водопровода мозга и гипертензионно-гидроцефальным синдромом. Предупредить эти осложнения можно ранней этиотропной терапией рибонуклеазой и трипсином [Сичко Ж.В., 1972, 1981, 1985].
Герпетический менингит
Герпетический менингит верифицируются при обнаружении специфического антигена в клетках спинномозговой жидкости методом флюоресцирующих антител. Мы наблюдали сочетанное герпетическое поражение (Varicella zoster).
Больной К. 67 лет, художник. Среди полного здоровья появились пузырьковые высыпания в зоне кожных дерматомов С1—С5, повысилась температура тела. Признаков респираторного заболевания не было. Осмотрен дома на 6-й день болезни, когда содержимое пузырьков стало мутным, а некоторые из них покрылись вишнево-черной корочкой.
Диагностирован опоясывающий лишай, хотя не было боли и парестезии в пораженной зоне. Назначен ремантадин по схеме: в 1-й день по 3 таблетки 3 раза, во 2-й — по 2 таблетки 3 раза, в 3-й день — по 1 таблетке 3 раза. Состояние оставалось стабильным, пузырьки подсыхали, покрывались корочкой. На 10-й день болезни (после окончания приема ремантадина) температура повысилась до 38,3°С, возникла сильнейшая головная боль, появилась боль при движении глазных яблок.
Высыпания распространились на все тело, но преимущественно на туловище и верхнюю половину грудной клетки, было много новых (сливающихся) элементов в дерматоме С{ справа, отдельные элементы на коже лица, больше справа.
При неврологическом осмотре очаговых симптомов и расстройств чувствительности не обнаружено, появились легкие менингеальные знаки. От госпитализации больной отказался, хотя ему объяснили, что «воспаление распространилось на мозговые оболочки».
Снова назначен ремантадин со ступенчатым снижением дозы через каждые 2 дня. Лихорадка спала через неделю. Постепенно «погасли» высыпания, оставив после себя пигментированные пятна, особенно в участках сливной локализации везикул. Еще через неделю, когда по поводу постинфекционной астении больной получал инъекции витаминов B1 и В12, у него появилась боль в шее, надплечье справа и в правой половине лица.
Через 3 дня боль стала нестерпимой, жгучей, в течение суток многократно приступообразно усиливались. Между приступами больной испытывал болезненные дизестезии, чрезвычайно неприятные, для описания которых не мог подобрать слова.
При осмотре в зоне распределения боли определялась болезненная анестезия. Пароксизмы ганглионевритической боли на несколько суток лишили больного сна. Только спустя 3 дня после приема финлепсина [по 1 таблетке 3 раза в день], амитриптилина [по 1 таблетке 3 раза в день] и 2 таблеток радедорма на ночь интенсивность боли уменьшилась, больной погружался в медикаментозный сон.
Лишь спустя месяц удалось снизить дозу финлепсина и амитриптилина до 2 таблеток в день. В течение 6 мес. попытки отменить лечение вызывали рецидив болевых приступов. Только на 7-м мес. удалось отменить финлепсин и уменьшить дозу амитриптилина до 1/2 таблетки 2 раза в день, а через месяц был отменен и амитриптилин.
Спустя 2 мес. на фоне легкого недомогания появились герпетические высыпания на крыльях носа и верхней губе справа. Тут же возобновились приступы боли в правой половине лица. Назначен финлепсин и амитриптилин, проведен 2-недельный курс лечения дезоксирибону-клеазой.
С самого начала комбинированного лечения болевой синдром стал регрессировать. Однако отмену финлепсина и амитриптилина пришлось «растянуть» на 2 мес. В последующем самочувствие хорошее, хотя при физическом переутомлении, резкой перемене погоды в правой половине лица иногда появляется болезненная дизестезия.
Таким образом, заболевание, начавшись с картины опоясывающего лишая, прошло через стадию герпетического стертого менингита и завершилось тяжелым ганглионевритом тройничного нерва.
Гриппозный менингит
Гриппозный менингит составляет 24% всех случаев вирусного менингита [Богданова И.Л., Гебеш В.В., 1976]. Головная боль, весьма интенсивная, пульсирующая, сочетается со светобоязнью и болезненностью при движении глазных яблок.
В первые дни нейротоксические проявления, нередко с менингизмом, имитируют менингит. Однако при тяжелом гриппе в течение первой недели определяется безусловная тенденция к выздоровлению. В случае гриппозного менингоэнцефалита нарастают адинамия, оглушенность, оболочечные и общемозговые симптомы. У 50% больных при исследовании органа зрения находят расширение вен и нечеткость границ диска зрительного нерва [Ващенко М.А., Киричинская И.А., 1981].
Повышение давления и лимфоцитарный плеоцитоз при диагностической спинномозговой пункции подтверждают воспаление оболочек, а специфическая иммунофлуоресценция лимфоцитов жидкости обнаруживает антиген вируса гриппа. Плеоцитоз жидкости прослеживается в течение месяца и более [Лобзин B.C., 1983].
Лечение вирусного менингита
Противовирусные средстве способны тормозить на разных этапах взаимодействие вируса и клетки. Так, амантадин (мидантан) и ремантадин угнетают процесс адсорбции и внедрения вируса в клетку. Назначают эти препараты при гриппе в ударной дозе 0,3 г внутрь и далее по 0,1 г 3 раза в день, 0,1 г 2 раза на 2-й и 3-й день, 0,1 г 1 раз на 4-й и 5-й день. С целью профилактики препарат принимают по 0,1 г 1 раз в день в течение 10—15 дней в зависимости от эпидемиологической обстановки.
Другая группа этих препаратов угнетает полимеразы, необходимые для ресинтеза вирусных нуклеиновых кислот. К ним относятся оксолин, применяемый в виде 0,1% раствора (капли) или 0,25% мази при герпесе, опоясывающем лишае, гриппе; теброфен — 0,25,0,5 и 1% растворы (капли) и 2,3 и 5% кожная мазь и мазь «Бонафтон», применяемые тоже при герпесе и опоясывающем лишае; метисазон в таблетках по 0,1 г через 1 ч после еды 2 раза в день в течение 6 дней; ацикловир (ациклогуанозин) в дозе 10—35 мг/кг на 100 мл 0,9% раствора натрия хлорида внутривенно 3 раза в сут; аденозин-арабинозид (Ага-А, видарабин) по 150 мг/кг внутривенно 2 раза в сут; цитозин-арабинозид (Vira-A) по 15 мг/кг в сут.
Продолжительность курсов лечения препаратами, вводимыми внутривенно, колеблется от 5 до 20 дней. Эти препараты применяют при лечении энцефалита и менингита, вызванных вирусом простого герпеса типа I и II, вирусом варицелла-зостер.
Побочные явления: тремор, миоклония, угнетение функций костного мозга. Эти осложнения при дозе ацикловира 15 мг/кг в сут наблюдаются редко, а в дозе 5—10 мг/кг в сут минимальны.
К препаратам, нарушающим ферментную стадию репликации нуклеиновых кислот, относятся нуклеазы. Рибонуклеазу назначаются по 30 мг [разводят в 2 мл 0,9% раствора натрия хлорида или 0,25% раствора новокаина] внутримышечно 1 раз в сут в течение 10 дней; в тяжелых случаях по 25—50 мг на изотоническом растворе натрия хлорида [2 мл] эндолюмбально через день 2—3 раза.
Рибонуклеаза применяется при менингите, вызываемом РНК-содержащими вирусами: паротита, гриппа, клещевого энцефалита, энтеровирусами. Дезоксирибонуклеаза применяется при менингите, вызываемом ДНК-содержащими вирусами простого герпеса, варицелла-зостер, аденовирусами. Дезоксирибонуклеазу назначают по 30 мг 5 раз в сут после стойкого снижения температуры. При подостром и хроническом течении нейроинфекций курс лечения удлиняют до 25—30 дней и сочетают с введением в мышцу интерферона [по 2 мл ежедневно в течение 5—7 дней].
Противовирусным свойством обладают и вырабатываемые в организме защитные белки — интерфероны. Человеческий и рекомбинантный а-интерферон применяют в дозе 2 млн ЕД и более подкожно или внутримышечно, менее эффективен препарат в виде капель в нос. Иногда вводят [3-интерферон по 1 млн ЕД эндолюмбально.
Опыт применения интерферонов недостаточен для суждения об их эффективности. Выработка эндогенного интерферона повышается при введении индукторов (пропермил, зимозан, продигиозан, пирогенал), вакцин из непатогенных типов вируса ECHO и полиомиелитной.
Кроме интерфероногенного эффекта, эти средства оказывают иммуномодулирующее действие. На иммунореактивность влияют и иммуностимуляторы: тималин, инозиплекс и др. Инозиплекс (модимунал) назначают по 50 мг/кг [т.е. 4—6 таб. в день] через каждые 3—4 ч, левамизол по 100—150 мг в сут. в течение 3—5 дней.
В острой стадии нейроинфекций к комплексному лечению добавляют кортикостероидные препараты, дегидратирующие средства, антиагреганты, пирацетам (сначала капельно в вену по 3-10 г в сут а после улучшения состояния 2,4—3,2 г в сут внутрь), витамины группы В.
e-news.com.ua