Сахарный центр. Представление о центрах сахарного обмена возникло в значительной мере благодаря «сахарному уколу» Клод Бернара. Как известно, этот укол в IV желудочек в промежутке между местами отхождения блуждающего и слухового нервов вызывает повышение концентрации сахара в крови, сопровождающееся гликозурией. Раздражение, произведенное уколом по Клод Бернару, вызывает диастазирование гликогена печени и переход из печени значительных количеств сахара в кровь. Укол не вызывает гликозурии после перерезки чревных нервов. Напротив, их раздражение сопровождается эффектом, вполне аналогичным сахарному уколу.
Эти факты, в существенных чертах установленные Клод Бернаром более семидесяти лет назад, показали существование в продолговатом мозгу нервных центров, связанных с печенью при посредстве симпатической нервной системы. Вместе с тем они доказали активирующее влияние симпатической нервной системы на превращение печеночного гликогена в сахар и переход сахара в кровь.
Вопрос о механизме действия сахарного укола значительно, однако, осложнился в связи с описанием Блюмом адреналиновой гипергликемии и гликозурии. Блюм отметил большое сходство патогенеза адреналиновой гликозурии и гликозурии, наступающей под влиянием сахарного укола, и высказал мысль, что укол действует не непосредственно на печень, а через посредство надпочечников, вызывая усиленную секрецию адреналина. Возникло учение о «надпочечниковом диабете»—термин, который нельзя не цризнать вместе с Ланьель-Лавастеном «дурным словом» («иn mauvais mot»). Главнейшим доводом в пользу существования этой новой формы диабета было опубликование А. Мейером наблюдения, что у животных, лишенных надпочечников, сахарный укол не вызывает гликозурии.
Продолжение читайте Часть 2 данной статьи.
e-news.com.ua