Ринолалия – это нарушение артикуляции, обусловленное неправильным строением и функционированием речевого аппарата (носоглотки, носовой полости, твердого и мягкого неба). Из-за этого голосовая струя излишне или, напротив, недостаточно резонирует в носовой полости при разговоре, а гласные и согласные приобретают носовое звучание. Ринолалия у детей характеризуется не только искаженным произнесением звуков, но и задержками в развитии лексико-грамматической стороны речи по причине вторичных нарушений письма и фонематических процессов.
Диагностика ринолалии заключается в консультациях оториноларинголога, логопеда и челюстно-лицевого хирурга для установления функциональных и анатомических дефектов артикуляции, а также степени нарушения устной и письменной речи, как передает Интернет-издание для девушек и женщин от 14 до 35 лет Pannochka.net
Коррекция ринолалии может включать как логопедическую и психотерапевтическую работу, так и физиотерапевтическое, ортодонтическое и хирургическое лечение.
Классификация и причины ринолалииВ зависимости от особенностей нарушения взаимодействия ротоглотки и носоглотки различают закрытую или открытую ринолалию.
Для закрытого типа заболевания характерно направление речевого выдоха только через рот. Из-за пониженного физиологического носового резонанса сильнее всего искажаются согласные звуки: м, мь, н, нь. При нормальной артикуляции воздух проникает в носовую полость, поскольку носоглоточный затвор открыт. При отсутствующем резонансе эти звуки – полностью ротовые: м произносится как б, н меняется на д. Понятийный аппарат речи из-за этого сильно страдает. Звучание гласных также смазано, поскольку они лишены некоторых тональных характеристик.
В соответствии с причинами ринолалии закрытого типа различают 2 ее формы:
Органическую. Вызывается анатомическими деформациями в носовой полости. Непроходимость удаляется хирургическим путем, после чего дефект речи пропадает, а дыхание становится нормальным;
Функциональную. Возникает в результате гиперфункции мягкого неба, которое за счет приподнятости направляет воздушную струю через рот. Это часто происходит при невротических расстройствах, поэтому лечением занимаются логопед и невролог. После лечения иногда сохраняется привычка неправильно произносить звуки.
Открытая ринолалия более распространена, чем закрытая. Воздух проходит одновременно через нос и рот, что обусловлено постоянно открытым сообщением между ротовой и носовой полостью. В результате возникает носовой резонанс, который меняет тембр всех звуков.
Это речевое нарушение также может быть органическим или функциональным. В первом случае причинами ринолалии являются как врожденные дефекты (расщелины верхней губы, мягкого и твердого неба), так и приобретенные вследствие травм, рубцов, парезов, параличей или опухолей. Во втором случае функциональная ринолалия обусловлена гипокинезом или гипофункцией мягкого неба, выражающейся в недостаточном его подъеме при фонации. Чаще всего встречается такая ринолалия у детей с низким мышечным тонусом, со слабыми нервными импульсами или после частых заболеваний носоглотки.
Если факторы, вызывающие закрытую и открытую ринолалию, комбинируются, то принято говорить о смешанном типе заболевания. Акустические и артикуляционные характеристики произносимых звуков страдают потому, что происходит утечка воздуха через нос при уменьшении носового резонанса.
Коррекция ринолалииКомплексная коррекция ринолалии состоит в проведении следующих мероприятий:
Хирургическое исправление анатомических дефектов;
Ортодонтическое устранение и профилактика повторных деформаций верхней челюсти;
Лечебная общеукрепляющая физкультура;
Оториноларингологическая санация с целью предотвращения нарушения слуха;
Психотерапевтическая помощь.
Ринолалию у детей следует лечить как можно раньше, лучше всего завершить терапию до достижения подросткового возраста.
Основные направления ранней логопедической помощи:
Нормализация речевого и физиологического дыхания;
Восстановление правильного небно-глоточного смыкания;
Формирование корректной артикуляции;
Исправление звукопроизношения;
Устранение назального тембра голоса;
Закрепление навыков свободного речевого общения;
Приведение в норму просодической стороны речи;
Развитие звукового анализа и фонематического восприятия;
Предупреждение дисграфии и дислексии;
Контроль над общим развитием речи.
В коррекционной работе должны соблюдаться последовательность и систематичность обучения, а предлагаемый материал должен быть наглядным и доступным. Логопед должен постоянно следить за направлением воздушной струи, положением языка и лицевыми мышцами.
Эффективность лечения ринолалии зависит от ряда внешних и внутренних факторов:
Выраженности артикуляционных дефектов;
Сопутствующих нарушений и заболеваний;
Сроков начала лечения;
Времени и качества проведенных операций;
Возраста больного;
Степени его компенсаторных возможностей;
Состояния слуха;
Особенностей личности;
Состояния интеллекта;
Влияния речевой среды.
После коррекции ринолалии результат оценивают по степени нормализации речи и отсутствию назализации.
При подготовке к общеобразовательной школе детей, страдающих ринолалией, необходимо обеспечить каждому ребенку индивидуальный подход и учитывать не только особенности заболевания, но и микросоциальное окружение.
Правильное распределение лечебной и учебной нагрузки нужно для того, чтобы ребенок без переутомления мог выполнить все стоящие перед ним задачи. Под влиянием хирургических вмешательств дети, как правило, ослаблены соматически, у них снижена работоспособность, активность и выносливость. Поэтому лечение ринолалии должно быть четко организовано. Его продуктивность напрямую зависит от совместной работы врачей, педагогов и других специалистов.