• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Слабая, некомпетентная власть — угроза национальному суверенитету

    Опубликовано: 2006-03-23 10:18:00

    В 2005 году и начале 2006 года четко определилась, на мой взгляд, самая опасная для нашего государства тенденция за все время независимости Украины. Политика нынешней власти впервые с 1991 года привела не к укреплению государственного суверенитета, а к его ослаблению в стратегических сферах. «Этнографически озабоченная власть» ослабила геополитические позиции Украины, «завалила» самый успешный в Европе экономический рост и реально поставила страну перед проблемой критической зависимости национальной экономики от иностранных государств и корпораций....

     Что дает основания так категорично ставить вопрос? Давайте рассмотрим некоторые всем известные факты с точки зрения стратегических перспектив Украины.

    Металлургический комбинат «Криворожсталь» был продан международной корпорации по цене, как утверждают эксперты, раза в полтора большей экономически обоснованной. Это уже дает пищу для размышлений о политических интересах в сделке. Сегодня же очевидна стратегия, которую собирается реализовывать группа «Миттал Стил»: перевод комбината на потребление казахского угля, принадлежащего этой группе, 100%-е увеличение вывоза украинской железной руды на свои зарубежные предприятия, сокращение сортамента металла до низких переделов, которые станут сырьем для металлургических комбинатов «Миттал стил» в других странах. Таким образом, из экономики Украины попросту изымается до 20% собственного металла. Отечественное машиностроение и строительная индустрия вынуждены будут покупать по сути наш же металл как импортный, угольщики и коксохимики потеряют громадные объемы реализации, возместить которые будет нечем: пока ни одно металлургическое предприятие не заявляло о кардинальном увеличении объемов производства.

    Очень характерно, что с первых шагов иностранные собственники теперь уже бывшей «Криворожстали» начали также подвергать ревизии взятые на себя инвестиционные обязательства. Разумеется, новые собственники сделают все, чтобы в первую очередь изъять из Украины деньги, потраченные ими на приватизацию.

    Значит, итогом «фантастически успешной приватизации» стала социальная незащищенность десятков тысяч людей, обман целого региона, возросшая зависимость всех отраслей народного хозяйства, потребляющих металл, от торговой и ценовой политики иностранного собственника. Где же в этой ситуации ревнители «национальной чистоты», дотошно подсчитывающие каждую российскую копейку, вложенную в нашу экономику? Где стражи украинской собственности, готовые грудью защищать, скажем, национальную газотранспортную систему, имеющую сопоставимый с «Криворожсталью» вес для национальной экономики? Где защитники «маленьких украинцев»?

    Они заняты другими проектами. Так, запутывая граждан Украины дискуссиями о виновниках «газового конфликта» и поиском истинных владельцев «посредника на трубе», манипуляторы общественным сознанием замалчивают главное: ответственная власть, отстаивающая национальные интересы, должна была костьми лечь, чтобы не допустить никакого ухудшения в сфере поставок энергоносителей. Любое изменение здесь, а тем более катастрофическое увеличение цен вдвое, уничтожает выстраданную рентабельность отечественной экономики, обесценивает с трудом поднятую капитализацию наших корпораций. Снижение рентабельности ведет к сокращению объемов производства, закрытию предприятий и обвальному снижению котировок украинских компаний. В таком состоянии наши компании разных отраслей становятся легкой и привлекательной добычей для иностранных «поглотителей».

    И в первую очередь, сама НАК «Нафтогаз Украины», которая в 2005 году безрассудно или, напротив, с прицелом на банкротство набрала кредитных линий на 7,7 млрд. евро! Если сопоставить это с тем, что украинская власть отдала монополию на поставки газа совместному предприятию «РосУкрЭнерго», не стоит гадать, чем сможет страна со стагнирующей экономикой рассчитаться по долгам — активами «Нафтогаза».

    В то же время газотранспортная система Украины может стать всего лишь металлоломом для изготовления «ржавых подков». Напуганная конфликтом Европа на уровне ЕС рассматривает меры для сокращения потребления газа на 40%. Если в течение ближайших лет это произойдет, то через нашу газотранспортную систему на Запад нужно прокачивать не 120 миллиардов кубометров, а только 72. Далее вступит в строй газопровод по дну Балтийского моря мощностью 50 млрд. кубометров и вторая очередь газопровода «Голубой поток» по дну Черного моря мощностью 40 млрд. кубометров газа в год, что полностью заместит прокачку газа через территорию Украины.

    Крайне негативные для отечественной экономики сигналы, наряду с «политикой открытых дверей» для импортных товаров (сальдо внешнеэкономического баланса за год ухудшилось на $5,3 млрд.!), привели к тому, что отечественные капиталы ощутили себя «пасынками» в своем доме и потеряли доверие к родному государству. Мало того, что промышленники на треть сократили инвестиции в основной капитал (с 75 млрд. грн. в 2004 году до 50 в 2005 году), но и самый чуткий — банковский капитал — отреагировал масштабной распродажей активов. За несколько последних месяцев Украина утратила три первоклассных банка, на корню проданных западным банковским группам. При этом два из этих банков — системообразующие, а один имеет непосредственное отношение к стабильности пенсионной системы.

    Кто продает бурно растущий банковский бизнес, в 2003-2004 годах вдвое увеличивший капитализацию? Собственник, абсолютно не доверяющий политике государства, а значит, не видящий перспектив суверенитета такого государства. Что сделает иностранный банковский капитал, пришедший в страну со слабой властью и обесценивающимися активами? Начнет финансировать «поглотителей» и отсекать барахтающихся отечественных производителей. Это не запугивание. Это строго экономический сценарий, который нашим министрам способен расписать любой выпускник западного университета.

    Кстати, о выпускниках высших учебных заведений. Парадоксальным образом даже такое якобы благое дело, как присоединение Украины к Болонскому процессу, может обернуться потерями для отечественной экономики. Страны Европы входили в процесс гармонизации учебных программ и сертификации полученного образования с примерно одинаковым уровнем. У нас же выпускник, получивший диплом, признаваемый в Европе, не получит признания дома: предприятия и организации не знают, как вписать «магистров» и «бакалавров» в отечественную квалификационно-тарифную сетку, поскольку власть не потрудилась адаптировать трудовое законодательство к нормам Болонского процесса.

    Еще одно направление политики нынешней власти, явно свидетельствующее о слабости и растерянности — это акселерация процесса вступления в НАТО. Эта проблема была изъята из сферы демократического определения государственной стратегии, когда такие вопросы решаются либо референдумом, либо на выборах, приносящих победу политической силе, которая поставила во главу угла вступление в блок, и была перенесена в сферу решений чиновников. Как будто вопрос решенный, и дело только в сроках вступления!

    В действительности вопрос открыт. Украина нигде никогда не принимала на себя обязательств вступать в НАТО. Намерения, планы, переговоры — это все процесс подготовки легитимного решения, которое может быть таким или иным. А факт заключается в том, что в соответствии с декларацией о государственном суверенитете Украина — внеблоковое государство, и такой ее статус гарантируется мировыми ядерными державами, взявшими на себя соответствующие обязательства. В мире это едва ли не уникальный случай высочайших гарантий для государства, которое благодаря им может спокойно развиваться, не оглядываясь на блоковые и региональные противостояния.

    Если говорить языком бизнеса, сегодня риски Украины перестрахованы первоклассными гарантами, а в случае вступления в НАТО, Украина все активы вложит в рискованное предприятие без страхового обеспечения.

    Притом абсолютно очевидна альтернатива существующим гарантиям: неконтролируемое нарастание конфронтации с Россией (вынужденной строить крайне дорогостоящую оборону на ближайших подступах к своей столице), полная потеря украинского ВПК, от продукции которого откажется как Россия, так и страны НАТО, и потеря российских рынков сбыта для товаров «критического экспорта».

    Может ли истинный патриот Украины помыслить лишить свою страну такого уникального преимущества и ввергнуть в непрогнозируемую конфронтацию? Нет. А власть не только мыслит, но и делает все, чтобы втянуть Украину в НАТО.

    Список фактов, свидетельствующих о «сдаче» национальных интересов нынешней властью, можно продолжить. В чем же суть? Наверное, не только в некомпетентности «оранжевых правительств».

    У такой политики есть четкое определение: компрадорская.

    Наверное, у нынешней власти и не могло быть иной политики — по двум причинам. Во-первых, компрадорская политика — альтернатива идее общего рынка с Россией, Казахстаном, Беларусью и другими странами СНГ. Во-вторых, это альтернатива усилению системного национального капитала, который нынешнюю власть, как видно из экономических результатов 2005 года, абсолютно не воспринимает, не уважает и не доверяет ей. Значит, единственный шанс этой власти на выживание — поставить Украину в зависимость от внешних «инъекций». Судя по всему, «оранжевые» не верят в собственные силы и стремятся переложить ответственность за экономику страны на западный капитал.

    Такая власть не имеет права на продолжение своего курса, такая власть не имеет права на доверие народа Украины.

    «Компрадорцы» игнорируют непреложный закон: слабая экономика, полностью открывшаяся для внешних капиталов, в конце концов, будет поглощена, а государство со слабой властью, «сдавшей» национальную экономику, останется суверенным только номинально.

    Власть слаба. Потому что некомпетентна. Власть агрессивна в силу этой некомпетентности: неудачники ожесточенно цепляются за кресла, поскольку другого шанса у них не будет.

    Мы же, патриоты и прагматики, в качестве национальной идеи выдвигаем ускоренное обновление отечественной экономики, переход к экономике высших укладов, к «социализации» отечественных капиталов через фондовый рынок, то есть максимальному расширению круга граждан, владеющих капиталами. И только с этих отвоеванных позиций — занятие своей ниши в глобализованном мире.

    Что такое Стратегия экономического развития Украины, предложенная Партией регионов? Фактически, это «дорожная карта» по выходу отечественной экономики на уровень развитых стран благодаря опоре на собственные силы и ресурсы, а также на чрезвычайно привлекательный инвестиционный климат.

    Мы реалисты, и отдаем себе отчет, что исключительно собственных ресурсов Украине недостаточно.

    Мы адресуем инвесторам абсолютно четкий, недвусмысленный сигнал: мы приветствуем и будем защищать любые добросовестные инвестиции, вне зависимости от «национального признака». Нет отраслей, закрытых для иностранных инвестиций, но при этом государство оставляет за собой контроль в отраслях, непосредственно обеспечивающих национальную безопасность и социальную стабильность.

    Как ни парадоксально, но даже национал-патриоты, не утратившие инстинкта самосохранения, должны быть заинтересованы в кардинальной смене государственного курса в том направлении, которое предлагаем мы.

    Мы убеждены, что именно вокруг такого курса, такой стабильной на много лет политики могут и должны консолидироваться элиты в Украине, за такой курс проголосует подавляющее большинство граждан Украины.

    Автор: Николай АЗАРОВ, Председатель политсовета Партии Регионов

    Газета «ДЕЛО»

     

    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.