Как стало известно источнику, сейчас в Кабинете Министров рассматривается возможность строительства нового канала «Дунай — Черное море». Новый проект обусловлен тем, что нынешний украинский канал в устье Быстрое практически закрылся для судоходства. Авторы проекта утверждают, что второй канал на сей раз обещает стать жизнеспособным и сможет отобрать почти половину грузопотока румынского порта Констанца.
Провальный проект
Как сообщил гендиректор проектировочной компании «Проектгидрострой» Вилемир Зизак, на прошлой неделе в Министерстве транспорта и связи было подписано задание на проектирование нового канала. По словам Зизака, нынешний украинский канал, достроенный в 2004 году за деньги государства, сейчас «благополучно захлопнулся».
Министр транспорта Виктор Бондарь отметил: «Правительство сейчас рассматривает варианты, чтобы судоходство через украинскую территорию Дуная так или иначе заработало». Начальник финансово-экономического отдела Госдепартамента морского и речного транспорта Владимир Попов сказал, что «построенный канал действительно занесло песком, и судоходства там нет. Если учесть, ради чего он строился, то можно сказать, что проект провален».
В посольстве Румынии в Украине сообщили: «Румыния выступала против постройки нынешнего канала, поскольку, по мнению нашей стороны, он несет экологический ущерб региону. Насколько будет новый вариант соответствовать нормам — придется отдельно провести оценку». В свою очередь, автор проекта Зизак пояснил: «На этот раз с экологами у нас все в порядке, румынам будет трудно их подключить, и противодействие может быть лишь политическим, потому что новый канал вовсе не будет идти через Дунайский заповедник».
Три этапа проекта
Первый этап подразумевает постройку в течение года соединительного канала с портом Усть-Дануйск, его стоимость составит $5-7 млн. На втором этапе будет построен шлюзовой вариант канала Соломоновый рукав — Жебрияновская бухта в Черном море (его стоимость $120-130 млн.). На третьем этапе в конце канала будет построен устьевой порт, который позволит принимать грузы по Дунаю, идущие из целого ряда стран Европы и обратно (предположительно, затраты на порт составят около $1 млрд.). Основной канал заработает уже через 2-3 года, а портовый комплекс будет работать параллельно, хотя может достраиваться еще в течение 10 лет. «Скорее всего, нам перейдут грузы российского потока и стран СНГ, канал предположительно отберет у румынского порта Констанца половину грузопотока, то есть 30-40 млн. тонн в год — все украинские морские порты в Одессе, Ильичевске, Южном, Севастополе, Мариуполе и Керчи перерабатывают примерно столько же», — отмечает Зизак. Инвестировать в строительство нового канала будут частные компании, в которые войдут одна российская, одна британская и одна украинская. Первые работы могут начаться уже через 2-3 месяца.
Юрий Лукашин, газета "ДЕЛО"