Согласно результатам небольшого клинического исследования, пациенты с прогрессирующей альвеолярной мягкотканной саркомой (АМС) отвечают на иммунотерапию ингибитором иммунной контрольной точки.
До последнего времени немногие испытанные при АМС методы лечения продемонстрировали адекватные результаты.
Исключением стали так называемые ингибиторы тирозинкиназы, в число которых входят сорафениб (Nexavar) и новый препарат цедираниб (Recentin).
Хотя некоторые опухоли уменьшаются после лечения этими препаратами, в конечном итоге обычно развивается устойчивость.
В новом исследовании, организованном Национальными институтами рака США, иммунотерапия ингибитором контрольной точки атезолизумабом (Tecentriq) либо останавливала рост АМС, либо уменьшала новообразования в размерах.
«Для пациентов с метастатической альвеолярной мягкотканной саркомой это удивительный результат. Теперь может появиться целая группа лекарств, обладающих достаточной активностью в отношении этого трудноизлечимого типа рака», - заявляет доктор Скотт Шютце (Scott Schuetze), эксперт в области лечения рака саркомы Мичиганского университета, не участвовавший в последнем проекте.
Результаты исследования были представлены на ежегодной встрече Общества лечения опухолей соединительной ткани (CTOS), которая состоялась в США в конце 2018 года.
АМС поражает людей в расцвете сил
Альвеолярная мягкотканная саркома встречается крайне редко: в Соединенных Штатах ежегодно диагностируют менее 100 случаев этого опухолевого заболевания. Она берет свое начало в клетках мягких тканей, таких как мышцы или жир. В отличие от большинства других типов рака, АМС часто поражает молодых людей в возрасте 20-40 лет.
«Это редкое заболевание имеет тенденцию поражать людей, которые находятся в расцвете сил. Очевидно, данный факт оказывает большое влияние не только на здоровье, но и на способность продвигаться по службе и даже планировать семью», - пояснил Шютце.
Основу лечения АМС составляет хирургическое удаление опухоли, иногда в сочетании с лучевой терапией. Но большой проблемой является способность этого типа саркомы рано распространяться в отдаленные части тела — давать метастазы.
«Вторичные опухоли, чаще всего обнаруживаемые в легких или мозге, имеют тенденцию к медленному росту (индолентные), но в конечном итоге они начинают вызывать симптомы. Метастатическая АМС всегда приводит к летальному исходу», - говорит соавтор клинического исследования доктор Элис Чен (Alice Chen).
Доктор Элис Чен — опытный исследователь, руководит Клиникой экспериментальных препаратов при Отделении лечения и диагностики рака NCI.
Стандартная химиотерапия цитостатиками бесполезна при метастатической АМС. Но за последнее десятилетие небольшие исследования показали, что ингибиторы тирозинкиназы иногда могут замедлить прогрессирование этой формы рака. Один из них, пазопаниб (Votrient), получил зеленый свет Управления по контролю над продуктами и лекарствами США для лечения сарком мягких тканей. Однако, учитывая ограниченную эффективность пазопаниба и других ингибиторов тирозинкиназы, онкологов интересуют другие методы, включая иммунотерапию.
Недавние исследования на мышах, проведенные Консорциумом доклинического тестирования в педиатрии, показали, что атезолизумаб подавляет рост АМС.
«Нами установлено, что немногие подтипы саркомы реагируют на иммунотерапию, но альвеолярная мягкотканная саркома — один из таких подтипов», - прокомментировала соавтор проекта Джеральдин О'Салливан Койн (Geraldine O’Sullivan Coyne).
Атезолизумаб при альвеолярной мягкотканной саркоме
Основываясь на этом исследовании, доктор О'Салливан Койн и доктор Чен в начале 2017 года начали клиническое испытание атезолизумаба II фазы при метастатической АМС. Из-за редкости этого заболевания возникли трудности с набором кандидатов, и в итоге в исследование были включены 24 пациента с данным диагнозом.
Первые результаты лечения по 22 субъектам были представлены на встрече CTOS.
Большинство участников ранее получали другую терапию, в том числе TKI. По словам доктора О'Салливан Койн, ответ на иммунотерапию альвеолярной мягкотанной саркомы превзошел смелые ожидания организаторов проектов.
У 8 из 19 участников на атезолизумабе, которые получали препарат в течение достаточно длительного времени, опухоли уменьшились (частичный ответ). Саркомы прекратили рост еще у 9 участников (стабильное заболевание). У некоторых больных ответ на иммунотерапию сохраняется уже более одного года. Участникам, которые еще отвечают на атезолизумаб, разрешено продолжать терапию неограниченное время — пока опухоль не перестанет реагировать. Это лечение все еще продолжается, и его результаты будут доступны много позже.
Никаких серьезных побочных эффектов, связанных с атезолизумабом, в ходе исследования не наблюдалось. В одном случае отмечен перелом, который мог быть вызван терапией.
Исследователи надеются расширить перспективный проект, включив в него больше пациентов с АМС, а также пациентов с двумя другими редкими подтипами саркомы.
e-news.com.ua