Финские ученые предложили комбинированное лечение рака груди, направленное против онкопротеина MYC и усиленную анти-PD1 иммунотерапией, как передает Интернет-издание для девушек и женщин от 14 до 35 лет Pannochka.net
Лечение, нацеленное на MYC, индуцирует самоуничтожение опухолевых клеток, а иммунотерапия дополнительно подстегивает иммунную систему, чтобы обеспечить выраженный и продолжительный терапевтический эффект.
Результаты проведенных опытов на мышах открывают путь для создания новых схем комбинированной терапии, которые могут превосходить все современные протоколы.
MYC — это ген, связанный с развитием злокачественных опухолей.
Повышенная экспрессия этого гена отмечается более чем в 40% случаев рака молочной железы.
Хотя MYC программирует клетки рака на создание новых макромолекул (анаболический метаболизм), он же обуславливает метаболическую уязвимость, делая их более чувствительными к запрограммированной клеточной смерти — апоптозу.
Руководитель исследования доктор Юха Клефстром (Juha Klefstrom) из Хельсинкского университета долгое время работал над использованием этого сенсибилизирующего к апоптозу эффекта MYC в борьбе против рака.
Клефстром и его исследовательская группа обнаружила, что из-за этой уязвимости опухолевые клетки гораздо проще атаковать «лекарственным коктейлем» из препарата для лечения диабета метформин и венетоклакс, ингибитор белка BCL-2. Последний индуцирует запрограммированную клеточную смерть.
Ученые начали поиски подходящей комбинации с венетоклакса, добавив к нему метформин для усиления апоптоз-индуцирующего действия.
Напомним, что в США препарат венетоклакс (Venclexta) одобрен для лечения некоторых лейкозов, но не для лечения рака молочной железы.
Новая комбинация остановит рак груди на поздней стадии?
«Новая комбинированная терапия использует специфические уязвимости, которые создает онкопротеин MYC в опухолевых клетках. При совместном применении метформин и венетоклакс успешно останавливают рак молочной железы in vitro и животных моделях РМЖ. Терапия эффективна против аутентичных культур, взятых во время операции», - прокомментировал успех доктор Клефстром.
Но ликование после первых успешных экспериментов продолжалось недолго. Вскоре исследователи обнаружили, что комбинация метформин + венетоклакс дает краткосрочные результаты. Как только терапию прекращают, опухоли у мышей снова увеличиваются. Разгадка стала неприятным сюрпризом. Оказалось, что изначально опухоли были обильно инфильтрированы лимфоцитами, которые пытались сдерживать болезнь. Однако после инновационной терапии почти все лимфоциты исчезли, а оставшиеся клетки-киллеры экспрессировали PD-1, маркер истощения иммунных клеток.
Чтобы помочь иммунной системе бороться с опухолью, исследователи предложили дополнительный компонент для новой терапии — анти-PD1 иммунотерапию.
На первом этапе они поражают опухоль с помощью комбинации препаратов, вызывающих апоптоз, метформина и венетоклакса. Это позволяет уменьшить размеры новообразования и активизировать Т-киллеры. После того как первичные опухоли были удалены хирургическим путем, мышей затем лечили тройной комбинацией: метформином, венетоклаксом и моноклональными антителами, нацеленными на PD-1 (ингибиторы иммунных контрольных точек).
Такая терапия должна продолжаться длительно, а при поздних стадиях заболевания — максимально долго, пока опухоль продолжает отвечать на препараты.
«Благодаря этой комбинации выживаемость мышей с имплантированными опухолями значительно увеличилась по сравнению с мышами, которых лечили монотерапией или двойными комбинациями», - сказал доктор Клефстрем.