Память – способность центральной нервной системы фиксировать, сохранять и по необходимости воспроизводить информацию об объектах, навыках и пр., полученную человеком или животным в течение жизни. Механизм этого процесса до конца не изучен.
Изначально (от рождения) возможности людей к запоминанию неодинаковы, но, как правило, с возрастом память слабеет, что создает серьезные помехи в профессиональной деятельности и снижает качество жизни. Поэтому знания о том, как укрепить память, нужны каждому человеку.
Виды памятиУченые различают память кратковременную (первичную) и долговременную. Первая позволяет воспроизвести полученные данные максимум через несколько минут после их получения. Емкость кратковременной памяти не превышает девяти объектов (беспорядочно расположенных цифр, не связанных между собою слов и т. д.). Первичная память легко разрушается при таких воздействиях, как гипотермия, гипноз или электрошок. Некоторые ученые считают, что в кратковременной памяти сохраняется только информация, закодированная в виде слов. Данные, которые нельзя воспроизвести вербально, попадают напрямую в долговременную память, называемую также вторичной. Ее объем существенно больше, а время хранения информации практически не ограничено (от нескольких минут до десятилетий). Вторичная память не может быть разрушена внешними воздействиями.
Кроме того, типы памяти различаются в зависимости от способа получения информации:
образный. Этот тип характерен для детей. Оптимального уровня достигает к 8-11 годам, потом практически не меняется с возрастом;
вербальный (словесно-логический). Развивается к 16 годам, сохраняется приблизительно до 35 лет, а затем начинает слабеть;
сенсорный. Память этого типа возникает при воздействии раздражителей на органы чувств. Различают иконическую (зрительную), эхоическую (слуховую), тактильную (осязательную) и обонятельную память;
эмоциональный;
двигательный, связанный с запоминанием повторяющихся движений (например, письма, хождения, движений, относящихся к профессиональным навыкам).
У разных людей типы памяти развиты неодинаково. Специалисты утверждают, что существенную роль в этом играет наследственность. Кроме того, состояние памяти в значительной степени определяется состоянием здоровья, возрастом человека и образом жизни.
Как оптимизировать процесс запоминания и не дать памяти ослабеть?Ученые утверждают, что легкость и скорость фиксирования информации, а также точность ее последующего воспроизведения определяются исполнением следующих правил (законов):
закон осмысления. Данные, которые анализируются и систематизируются, запоминаются и вспоминаются легче;
закон интереса. Проще зафиксировать ту информацию, которая возбуждает у человека личную заинтересованность;
закон установки. Люди легко фиксируют данные, если хотят их запомнить;
закон контекста. Информация, которая определенным образом соотносится с уже имеющейся, сохраняется в памяти более полно;
закон действия. Данные хорошо запоминаются в процессе их практического применения;
закон повторения. То, что часто воспроизводилось, лучше держится в голове;
закон оптимальной длины. Меньше всего усилий надо, чтобы запомнить информацию, размер которой не превышает объема кратковременной памяти;
закон края. Человек наиболее четко помнит данные, которые в момент поступления находились в начале или в конце блока информации;
закон незавершенности. Память дольше сохраняет действия или события, не получившие полного завершения (недосказанные фразы, задачи, которые не удалось решить, и т. д.);
закон торможения. При фиксации схожих по содержанию данных память сохраняет более новую информацию, перекрывая устаревшую.
Знание этих правил облегчает сохранение необходимой информации, но не поможет в тех случаях, когда память слабеет в силу возраста человека или плохого состояния здоровья. Чтобы избежать неприятностей такого рода, требуется:
соблюдать режим сна и бодрствования. Установлено, что у людей, которые постоянно недосыпают, очень быстро появляются проблемы с запоминанием и воспроизведением информации;
оптимизировать рацион, включив в него максимальное количество продуктов, благоприятно влияющих на умственную деятельность. Это жирная рыба, орехи и семечки, листовые овощи, нешлифованные крупы и пророщенное зерно, капуста брокколи, черника, черная смородина, помидоры, чеснок;
ввести в употребление чаи из лекарственных растений (шалфея, девясила, красной рябины, клевера);
отвести несколько часов в день для спорта и прогулок на свежем воздухе.
Память лучше сохраняется у людей, которые живут в таком режиме постоянно. Чем раньше человек начинает правильно относиться к своему здоровью, тем выше вероятность, что у него не будет проблем с запоминанием и воспроизведением информации.