В начале 2019 года Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения принципов процессуальной справедливости и повышения эффективности производств по делам о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции». Этот закон предусматривает внесение изменений в процедуру рассмотрения АМКУ дел о нарушении антимонопольного законодательства https://adslegal.com.ua/ru/zakon-ukrayny-o-zashhyte-ekonomycheskoj-konkurentsyy-dopolnyly-novymy-statyamy/.
На данный момент закон еще не подписан Президентом, однако он, на наш взгляд, содержит, много интересных нововведений, которые имеют положительные и отрицательные стороны.
Нововведения первое. Изменения в части предоставления информации в АМКУ.
Положительное
Если информацию, что нужна Комитету, субъект ведения хозяйствования подавал ведомству на протяжении 12 месяцем, предшествующих дню получения нового запроса, и эта информация не поменялась, то субъект хозяйствования может ее не предоставлять еще раз.
Так, практика работы органов Комитета показывает, что слабое место в деятельности этих органов это – коммуникативные связи между территориальными ведомствами и структурными подразделениями АМКУ. А именно, в результате плохой осведомленности в середине ведомства к одним и тем же субъектам хозяйствования могли поступать несколько требования о предоставлении одной и той же информации от различных отделений Комитета.
Поэтому большой плюсом то, что указанная норма может урегулировать эти пробелы в работе антимонопольного ведомства.
Нововведения второе. Процедура урегулирования в делах.
Положительное
В антимонопольном законодательстве отсутствовал процессуальный механизм реализации института мирового соглашения между Комитетом и ответчиком.
Этот минус раньше компенсировался устными договоренностями между ведомством и нарушителем о сотрудничестве во время расследования дела. Указанная договоренность оформлялась решением, по которому Комитет применял минимальные суммы штрафов к нарушителям.
Однако такие договоренности негативно влияли на репутацию органов Комитета ведь указанное приводило к мысли о возможной коррупции.
Теперь же на законных основаниях, появляется возможность значительно уменьшить размер штрафа. Его ответчик сможет рассчитывать на применение процедуры урегулирования, которая будет применена только в случае признания и прекращения им нарушения.
Отрицательное
Непонятно почему такая возможность применения указанной нормы предусмотрена только по делам об антиконкурентных согласованных действиях, поскольку остаются без внимания такие дела, как дела о злоупотреблении монопольным (доминирующим) положением, о недобросовестной конкуренции и тому подобное.
Нововведения третье. Освобождение от ответственности и уменьшение размера штрафа за совершение антиконкурентных согласованных действий.
Положительное
До сегодняшнего дня условия применения программы Линенси не обеспечивали эффективности и нуждались в определенной доработке.
Закон предусматривал, в частности, возможность освобождения субъекта хозяйствования от ответственности за противоправные согласованные действия. Условия выполнения указанных положений были определены в Порядке подачи заявлений в Антимонопольный комитет Украины об освобождении от ответственности за совершение нарушения законодательства о защите экономической конкуренции.
Но все же участники таких согласованных действий все равно не спешили обращаться в АМКУ с заявлениями, поскольку для заявителя – участника подобных действий, не было определенных «гарантий успеха». Так, указанный Порядок не предусматривал права заявителя на существенное уменьшение размера штрафа, если не выполняется какое-либо из условий для получения полного иммунитета.
Пока же теперь не только предоставлено иммунитет первому заявителю – участнику антиконкурентных согласованных действий, но и снижены финансовые санкции до 50% другим информаторам – участникам.
Нововведения четвертое. Сроки рассмотрения дел.
Положительное
Теперь наконец будут установлены четкие сроки рассмотрения дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции, а именно:
-
не более двух лет – для дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции:
-
6 месяцев для рассмотрения дела о нарушении законодательства в виде невыполнения решения органов Комитета, в виде непредставления, представление в неполном объеме и представления недостоверной информации и о создании препятствий работникам органов Комитета;
-
5 лет для вынесения решения в делах о нарушении законодательства в виде антиконкурентных согласованных действий;
-
1 год для рассмотреть дела о нарушении законодательства в виде осуществления концентрации без получения разрешения Комитета.
Отрицательное
Несмотря на перечисленное, принятым законом предусмотрена норма, что если в течение предельных сроков рассмотрения дела, органом Комитета решение не было принято, то дело подлежит закрытию в связи с не доказательством нарушения.
Такая норма вызывает беспокойство и наводит на мысль о возможной соответствующей коррупционной составляющей, а именно, орган Комитета вступив в сговор с ответчиком имеет возможность «затянуть» рассмотрение дела до истечения сроков. В результате – дело закрыто в связи с не доведением нарушения, ответчик привлечен к юридической ответственности.
В целом же новый закон весьма неплох, но для дальнейшей и успешной его реализации АМКУ необходимо будет разработать ряд рекомендательных разъяснений и внести изменения в свои нормативно-правовые акты.
e-news.com.ua