• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Индикативные цены: проблемы госрегулирования

    Опубликовано: 2006-02-10 11:49:00

    На фоне проблемного состояния отрасли участились дискуссии относительно эффективности использования в сложившихся условиях такого инструмента, как применение индикативных цен на металлопродукцию. Эксперты отрасли называют его малоэффективным и предлагают альтернативные пути решения проблемы.

     В настоящее время политика ценообразования на сталелитейные товары в Украине базируется, главным образом, на применении договорных рыночных цен. На таком принципе осуществляются и межгосударственные торговые операции между странами СНГ. Экспортные цены на украинскую металлопродукцию, поставляемую в третьи страны, формируются исходя из конъюнктуры внешнего рынка, поэтому они отличаются от договорных цен. Более того, вследствие проводимых антидемпинговых расследований в отношении отечественного экспорта в ряде государств дальнего зарубежья, правительство Украины вынуждено предпринимать административные меры в сфере ценообразования - ввести индикативные цены на экспортируемую металлопродукцию.

     Излишество или необходимость?

     При осуществлении экспортных операций ценообразование имеет определённые особенности. В соответствии с ч.4 ст.189 Хозяйственного Кодекса и ст.11 закона «Про цены и ценообразование» при осуществлении экспортно-импортных операций с зарубежными контрагентами применяются контрактные (внешнеторговые) цены, которые формируются в соответствии с котировками и условиями мирового рынка и индикативными ценами. Кроме того, большое значение имеет Указ Президента от 10 февраля 1996 г. №124/96 «О мероприятиях по совершенствованию конъюнктурно-ценовой политики в сфере внешнеэкономической деятельности» и утвержденное им Положение об индикативных ценах в сфере внешнеэкономической деятельности. Последним документом устанавливается порядок установления, определения уровней этих цен, а также их применения при осуществлении субъектами ВЭД экспортно-импортных операций.

     Так, по общему правилу контрактные цены в сфере ВЭД определяются ее субъектами на договорной основе с учетом спроса и предложения, а также других факторов, которые действуют на соответствующих рынках. Тем не менее, в ряде случаев (например, с металлопродукцией), Минэкономики может вводить индикативные цены на товары, которые являются обязательными к исполнению субъектами ВЭД. При этом экспорт не может осуществляться по котировкам ниже индикативных, а на металлопродукцию, в отношении которой в установленном порядке внедрены такие цены, - фиксированные или предельные уровни контрактных цен не устанавливаются.

     Согласно Положению об индикативных ценах в сфере ВЭД, под индикативными понимаются цены на товары, которые отвечают ценам, сложившимся или складывающимся на соответствующий товар на рынке экспорта или импорта на момент осуществления экспортной (импортной) операции с учетом условий поставки и условий осуществления расчетов, определенных в соответствии с действующим законодательством. Разрабатываются и утверждаются индикативные цены в Минэкономики, а также уполномоченными им организациями.

     Определяются индикативные цены по результатам анализа информации, полученной от таможенных, финансовых, статистических госорганов, банковских, информационных организаций и из других источников. Кроме того, при разработке цен министерство учитывает стандарты качества товаров, действующие в Украине и признанные в мировой практике, предусмотренные законодательством условия поставки и расчетов, состояние конъюнктуры внешних и внутренних рынков ценовая информация и прогнозы относительно возможных ценовых колебаний контрактная практика относительно соответствующего товара на соответствующем рынке, а также другую информацию конъюнктурно-ценового характера.

     Целью применения индикативных цен на экспортную металлопродукцию является недопущение ее вывоза за пределы данной страны по заниженным ценам. Индикативные цены могут устанавливаться на следующие товары:

    ·         в отношении экспорта которых против украинских производителей ведутся (или могут быть начаты) антидемпинговые расследования или процедуры в Украине или за ее пределами (например, металлопродукция);

    ·         в отношении которых применяются специальные импортные процедуры в соответствие со ст. 19 закона «О ВЭД»;

    ·         в отношении экспорта которых установлен режим квотирования, лицензирования;

    ·         в отношении экспорта которых установлены специальные режимы;

    ·         экспорт которых осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 20 закона «О ВЭД» и т.д.

     После введения индикативных цен соответствующая информация публикуются им и уполномоченными ведомством организациями в газете «Урядовий кур’єр» не реже, чем один раз в месяц. Перечень отдельных видов продукции, на которые устанавливаются такие цены, ежемесячно определяется в установленном порядке и доводится до таможен, заинтересованных ведомств и организаций. В случае возникновения существенных изменений конъюнктуры рынка соответствующей металлопродукции и цен на нее в период между публикациями решения и перечней индикативных цен, Минэкономики может их менять.

     Справочные цены (уровни экспортных котировок) на отечественную металлопродукцию отражают реальные цены по контрактам, заключенным преимущественно на условиях FOB через Азовско-Черноморские порты. Такие котировки указываются, как правило, не точечно, а в форме диапазона цен, которые учитывают качество товара, ассортимент поставки и форму расчета. В свою очередь, референтные цены – это минимальный уровень экспортных цен.

     Справочные цены, используемые при таможенной оценке как информационный материал для сопоставления идентичных или аналогичных товаров, для оценки бартерных контрактов могут применяться в случае явного занижения таможенной стоимости товара либо невозможности ее проверки таможенными органами Украины на основании ч. 2 ст. 16 закона «О едином таможенном тарифе» от 05.02.1992 г. № 2097-XII  в действующей редакции.

     В Украине применяются также декларирование цен и установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции. Так, по решению органов исполнительной власти может вводиться декларирование оптовых (отпускных) цен на отдельные виды продукции. При этом субъекты предпринимательской деятельности (производители и трейдеры) обязаны представлять в органы ценообразования декларации относительно применяемых цен для заявительной регистрации. После этого, принимается решение о регистрации декларируемой цены либо отказе в ее регистрации или обосновывается изменение размера котировки с уведомлением предприятия-декларанта о причинах изменения, если допущены нарушения действующего законодательства.

     С момента регистрации цены производители продукции обязаны заключать с потребителями договора на поставку продукции, оплачиваемой по цене, не выше зафиксированной в декларации. Если цена превышает рекомендуемый уровень, может применяться прогрессивное налогообложение прибыли.

     Кроме того, для предотвращения демпинговых явлений при экспорте металлопродукции правительство специальным постановлением утверждает перечни товаров, экспорт и импорт которых запрещен по бартеру, а также список высоколиквидных товаров, срок осуществления бартерных внешнеэкономических операций с которыми составляет 60 дней (введено с 29 апреля 1999 г.). Так, сегодня к такой продукции относятся чугун, ферромарганец, полуфабрикаты из железа и нелегированной стали. В частности, по бартеру запрещается поставлять на экспорт кокс, пек, металлический лом, плоский прокат из железа и нелегированной стали, драгоценные металлы, их руды, концентраты, драгоценные и полудрагоценные камни, отходы и лом свинца и цинка.

     В случае, если при заключении бартерного договора общая стоимость экспортируемых товаров указывается в иностранной валюте по ценам ниже индикативных, дальнейший экспорт этих товаров будет осуществляться по индикативным ценам. Украинский поставщик в этой ситуации должен изменить условия договора с тем, чтобы от зарубежного партнера поступили товары на сумму, равную стоимости фактически осуществленного экспорта. Если же указанные изменения в договор не будут внесены и импорт осуществится по цене, уровень которой меньше стоимости фактически осуществленного экспорта, то на разницу между стоимостью экспортной и импортной частью договора будет начисляться пеня.

    Елизавета Жданко

     Инф. UGMK.INFO

     

    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.