• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Нефтяной Мефистофель – Джон Рокфеллер

    Опубликовано: 2006-02-08 16:37:00

    Личное состояние Рокфеллера в 1917 году составило 2,5 процента от валового национального продукта. Размеры его состояния оценивались цифрами от 900 миллионов до 1 миллиарда долларов. Полный федеральный бюджет Америки в 1917 году составлял 715 миллионов долларов. Таким образом, Рокфеллер мог лично финансировать государство в течение года, имея большой остаток в запасе. Сегодня даже грандиозное состояние Билла Гейтса составляет примерно лишь 0,5 процента от валового национального продукта. Все это лишний раз показывает, что Джон Д. Рокфеллер и на сегодняшний день остается самым богатым человеком в американской истории.
     
    Первый в истории Америки миллиардер Джон Рокфеллер при жизни вызывал как восхищение, так и ненависть своих соотечественников. Его имя, приобретшее весьма негативную коннотацию в начале века, сменилось достаточно позитивной к концу столетия. История Джона Д. Рокфеллера может без преувеличения считаться историей американской нефтяной индустрии. 
    Нефтяная лихорадка, случившаяся в 60-х годах девятнадцатого столетия, сравнима по масштабам с калифорнийской золотой лихорадкой или даже с современным бумом Интернет-технологий. Однако бум слишком быстро сменился спадом, а приобретенное богатство оказывалось потерянным или похищенным. В таком жестоком и смутном окружении благовоспитанный, тихий и замкнутый Рокфеллер смог выковать всемирную монополию и сколотить личное состояние, размеры которого, возможно, никогда не будут превзойдены. 
     
    Нельзя не учитывать изменения в окружающем мире, которые произошли в нужном месте и в нужное время, создав для Рокфеллера благоприятные условия для построения его индустрии. Для возникновения Standard Oil должны были совпасть по времени два технологических переворота и расцвет двух других индустрий.

    В начале девятнадцатого века процесс религиозного разделения в стране шел на фоне беспримерного экономического роста. Два значительных переворота ознаменовали процесс модернизации в Америке. Один был связан с развитием транспорта в целом и железной дороги в частности. Второй, оказавший, возможно, наиболее сильное влияние на молодого Рокфеллера, был в большей степени связан с домашним хозяйством. Это был растущий спрос на освещенность в домах.
    Многие люди в развивающихся Соединенных Штатах искали новые, менее дорогие способы освещения своих домов и офисов. К тому времени химики научились получать керосин из нефти с помощью серной кислоты. Было обнаружено, что керосин имеет большой потенциал применения в освещении, где ранее использовались такие продукты, как китовый жир, спирт и другой продукт нефтепереработки — камфен. Все эти продукты были весьма дорогостоящими и относительно редкими. Пока не изобрели процесс перегонки нефти в керосин, к нефти относились главным образом как к неудобству и она почти не имела коммерческой ценности.

    В то время Рокфеллер занимался брокерским делом в Кливленде в штате Огайо и не подавал надежд превратиться в лидера и крупного игрока в этом процветающем бизнесе. Он не сразу заинтересовался нефтяным бизнесом. Нефтяные скважины рисковали высохнуть. 
    Один из химиков, занимающихся получением керосина из нефти, Самуэль Эндрюс, в 1865 году переманил к себе Джона Д. Предприятие, ставшее первым вторжением Рокфеллера в нефтяной бизнес, было зарегистрировано как Рокфеллер и Эндрюс. К 1870 году Рокфеллер станет мультимиллионером. 
    Подобно ночному торнадо обрушилось новое изменение внешних условий, которое могло легко разорить Рокфеллера — изобретение электрического освещения. Изобретение Эдисоном лампы накаливания стало огромной угрозой для нефтеперерабатывающего бизнеса. Электричество стало более экономичным и менее опасным, чем использование керосиновых ламп. Электрификация Америки была очевидной угрозой Джону Д., и он уже почти предвидел упадок своей династии. Конечно, он бы легко выжил финансово, но он уже не стал бы таким титаном, каким его знают сегодня.

    Словно некий божий промысел, положение спасла другая новая технология — автомобиль. 
    Решение привести в действие новую концепцию индивидуального транспортного средства — великую мечту Генри Форда — с помощью двигателя внутреннего сгорания стало решающим в успехе Рокфеллера. Нефть можно было перегонять как в керосин, так и в бензин. Автомобиль стремительно ворвался на рынок, породив огромный спрос на бензин, сохраняющийся и по сей день.
     
    Джон Рокфеллер родился в Ричмонде, штат Нью-Йорк 8 июля 1839 года в семье Уильяма и Элизы Рокфеллер. Отец Джона Д. Уильям или как его звали — Большой Билл, был знатным мошенником. Движимый страхом судебных преследований и разоблачения в двоеженстве, он заставлял семью жить в постоянных переездах. Его стиль жизни был полной противоположностью жизни самого Джона Д., который испытывал большое презрение и пренебрежение к показному стилю жизни отца. Его так доставало подобное отношение отца к семье, что когда через много лет его мать умерла, он попросил выдать ему свидетельство о том, что она умерла вдовой. Но при всех своих недостатках Билл Рокфеллер обладал несомненным даром к коммерции, а Джон смотрел на него и учился.


    Мать Джона Д. Элиза была праведной баптисткой. В своих детях она воспитывала в равной степени и страх перед Богом, и уважение ко всем библейским законам баптисткой веры. Несмотря на нужду, она всегда учила детей делать пожертвования в пользу бедных.

    Она всегда поощряла склонность сына к предпринимательству. Именно она предложила Джону заработать первые деньги, едва ему исполнилось 8 лет. Однажды он нашел гнездо индейки, стащил птенцов и вырастил их на продажу. Тогда он заработал на этом 50$. Именно эту историю он всегда будет помнить, так как именно продажа индюшек положила начало его состоянию.
    Как старший сын, Джон Д. очень скоро взял на себя роль кормильца семьи. Его преданность христианской вере и баптистской доктрине была неоспорима в течение всей его жизни, на протяжении которой он оставался абсолютным трезвенником, отказывался играть в азартные игры и танцевать. Другая интересная подробность из его личной жизни заключается в том, что в юности Джон Д. серьезно увлекся музыкой и, говорят, серьезно помышлял о карьере пианиста. 

    Имея за плечами трехмесячный курс бухгалтерии, он бродил по улицам Кливленда в поисках работы. К работодателям у него было прямое коммерческое предложение: “Я знаю бухгалтерию, и я хочу получить работу”. 26 сентября 1855 года Рокфеллер праздновал всю оставшуюся жизнь как свой первый рабочий день — день, который стал, пожалуй, для него более важным событием, чем день его рождения. Он зашел в офис компании Hewitt and Tuttle и после интервью с господином Таттл получил место ассистента бухгалтера. Рокфеллер рассказывал: “Все мое будущее, похоже, зависело от того дня, и я часто с ужасом спрашивал себя: что было бы, не получи я тогда эту работу?”

    Рокфеллер не получал заработную плату на протяжении трех месяцев, что было обычным делом для тех времен. Спустя три месяца он получил сразу 50 долларов за все проработанное время, что составило примерно 50 центов в день. Через какое-то время ему подняли жалование до 25 долларов в месяц. Рокфеллер вспоминал, что в то время испытывал чувство вины, считая эту царственную сумму чрезмерно завышенной. 
    Влияние его бережливой матери проявилось в документе, который стал частью его собственного фольклора, – бухгалтерской книге “Гроссбух А”. Книжка эта содержала простые записи, отражающие безукоризненный бухгалтерский подсчет каждого заработанного и потраченного цента. В своей бухгалтерской книге Рокфеллер не допускал ни завышений, ни занижений приходов или расходов — лишь точный перечень дебитов и кредитов. Он хранил ее всю свою жизнь как драгоценную жемчужину. Сейчас она заняла свое место в архиве Рокфеллера.


    Джон Д., несомненно, был отличным образчиком протестантского отношения к труду. На работу он приходил в 6:30 утра и редко уходил с работы до 10 вечера. Ему настолько нравилось обучаться бизнесу, что он даже сделал запись в своем журнале, браня себя за то, что проводит так много времени на работе.
    Работая в компании Hewitt and Tuttle, молодой Рокфеллер получил более полное представление о мире. Там он узнал основные механизмы бизнеса, научился определять потенциальные возможности и опасности. 
    Hewitt and Tuttle оказывала брокерские услуги в торговле огромным спектром товаров, а Рокфеллер был очень хорошим учеником. Из-за конфликта Таттл покинул фирму, в результате чего Рокфеллер продвинулся по службе, но последующее повышение его жалования сначала до 500 долларов в год, а затем до 600 долларов не принесло ему удовлетворения. Как бухгалтер он был хорошо осведомлен, что господин Таттл получал жалование управляющего в размере 2,000 долларов в год. В результате рассерженный Рокфеллер открыл свой бизнес на стороне по продаже муки и свинины. Не видя для себя перспектив с Хьюиттом, Рокфеллер покинул фирму, чтобы организовать свое первое товарищество. Заняв деньги у отца и добавив свои собственные сбережения, он вместе с Морисом Кларком организовал фирму Clark and Rockefeller. Это было 1 апреля 1858 года. 
     
    Возросший в то время спрос на добычу нефти создал ажиотаж и непристойную среду, ненавистную Джону Д. На месторождениях воцарилась вульгарная разнузданная атмосфера. Все это, подкрепленное устаревшими транспортными технологиями и способами перегонки нефти, дестабилизировало финансовую среду. Рокфеллер не переносил отсутствие порядка в бизнесе, и он поклялся исправить положение. 
    Все новые и новые инвесторы неустрашимо покрывали ландшафт Пенсильвании свежими следами попыток найти нефтяные месторождения. Видя это, вечно бдительный Рокфеллер разработал стратегический план по консолидации индустрии и созданию того, что сегодня мы называем монополией. Он считал, что его план был единственным разумным способом спасти нефтяной бизнес. Он создал концепцию компании Standard Oil как экономического объекта, а Генри Флэйджер создал реальную корпорацию. Standard Oil Corporation of Ohio была учреждена в штате Огайо. 
    В то время большинство корпораций не могли владеть собственностью за пределами штата регистрации. Это создавало определенную проблему, которую Рокфеллер пытался решить. Standard Oil в начале своей деятельности была очень похожа на множество других мелких компаний. Интересно отметить, что Рокфеллер очень хорошо представлял, как эта новая структура должна выглядеть для потенциальных инвесторов, и поэтому он написал Устав Standard Oil, в соответствии с которым служащие компании не должны были получать какое-либо жалование, а только акции. Он полагал, что владение акциями будет стимулировать служащих работать старательно, чтобы повысить их стоимость, а не искушаться высокой зарплатой или премиями. 
    В то время Рокфеллер и его партнеры Эндрюс и Флэйджер тщательно прорабатывали почти каждый аспект бизнеса. Вместо того, чтобы покупать баррели по цене 2.50 доллара, они начали производить собственные по 1 доллару.
    Рокфеллер придумал, как воспользоваться конкуренцией между различными транспортными компаниями, что привело его к величайшему успеху. Его план был настолько удачным, что еще до официального открытия компании Standard Oil он добился средней стоимости транспортных услуг в 1.65 долларов на баррель нефти против средней по индустрии стоимости в 2.40 долларов. Эта разница, помноженная на сотни, а затем и тысячи баррелей, стала настоящим конкурентным преимуществом. Пока Рокфеллер сталкивал железную дорогу с водным транспортом и одну железную дорогу с другой, пытаясь восстановить контроль над индустрией, железные дороги решали собственные проблемы. 
     
    Том Скотт предложил Standard Oil Company разрешить железным дорогам поднять цены на перевозки. Чтобы компенсировать рост цен, предполагалась выплата в размере 50 % от уплаченной цены совместному предприятию South Improvement Company (SIC), которая частично принадлежала бы Рокфеллеру и его партнерам, а частично – различным железнодорожным компаниям. По соглашению сторон Рокфеллер должен был обеспечивать заранее определенный объем перевозок по железным дорогам, принадлежащим партнерам SIC. Этот маневр помог инвесторам South Improvement Company исключить конкуренцию со стороны Питтсбургской и других железнодорожных линий в соперничестве за перевозки Рокфеллера. 
    Другой причиной, по которой Скотт и другие были заинтересованы предлагать столь щедрые условия Рокфеллеру, заключалась в том, что Джон Д. владел собственным парком вагонов-цистерн. Так как его тактика создала дефицит вагонов-цистерн, железные дороги, работая с Рокфеллером, фактически получали доступ к цистернам, необходимым для обеспечения нужной нагрузки железных дорог, без вложения огромных капитальных затрат.
    Чтобы сделать сделку еще более привлекательной для Рокфеллера, Скотт предложил выплачивать ему процент, называемый возвратным отчислением, на все остальные нефтяные перевозки, осуществляемые через железные дороги, принадлежащие SIC. Это гарантировало Рокфеллеру поступление дохода даже от перевозок, осуществляемых его конкурентами. Другие нефтеперерабатывающие компании были вынуждены нести значительно более высокие транспортные расходы, пополняя в то же время казну Standard Oil. Основной целью сговора была стабилизация стоимости фрахта, но при этом Рокфеллер получал гигантское преимущество над конкурентами. Это, безусловно, был сговор высочайшего масштаба, нелегальный с точки зрения сегодняшнего права и вызывающий протест в то время. Для описания его в учебниках создали новое выражение – «экономика ущемления».


    Несмотря на то, что действия SIC вызвали немедленный резкий протест, желаемый результат был достигнут. Многие владельцы нефтеперерабатывающих компаний были настолько сокрушены концепцией совместной работы Standard Oil и железнодорожных компаний, что продали свои компании Рокфеллеру.
    Дурная слава The South Improvement Company раздувалась прессой повсеместно по стране, и хотя деятельность компании не была противозаконной, ее называли наиболее отъявленным преступным сговором в большом бизнесе, когда-либо навязанным американцам.

    Рокфеллер казался озадаченным и недоумевал, почему эта корпорация вызвала столько шума. Как выяснилось, не было сделано никаких возвратных платежей, никакие проценты не были выплачены, никакие вознаграждения не были получены. SIC прекратила свою деятельность почти также быстро, как и была образована, не осуществив ни единой операции. Однако даже сегодня эта компания-пустышка считается одной из наиболее известных попыток установления монополии в Америке. 
    SIC подорвала доверие американской промышленности. Джон Д. был убежден, что создание стабильности в индустрии, в которой царит не приносящий прибыли беспорядок, является более важным, чем тот воображаемый ущерб, который может нанести новый монолит.
    Рокфеллер видел в экономическом спаде 1873 года дополнительное подтверждение того, что его стратегия объединения, которую он называл кооперацией, была правильной. Черный Четверг, который привел к банкротству большого количества банков, жесточайшая конкуренция между железными дорогами, обвал цен на сырую нефть с 1 доллара до 48 центов за баррель лишь усиливало его решимость и дальше контролировать нефтяной бизнес. Последующие шесть лет экономической стагнации позволили Рокфеллеру и другим бизнесменам расширить бизнес.
    Горя желанием воплотить свой план в реальность, в 1874 году он переносит головной офис компании Standard Oil в Нью-Йорк. Контроль затрат, слияние, увеличение мощности предприятий и другие стратегии позволили Standard Oil к 1880 году завладеть 85 % нефтеперерабатывающего бизнеса. В 1882 году Рокфеллер перемещает главный офис компании в Нью-Йорке на Бродвей, 26. 
     
    Обвиняемый в применении безжалостных и тиранических методов при поглощении своих конкурентов, Рокфеллер в действительности платил в большинстве своих сделок по приобретению фирм справедливую рыночную цену, а иногда переплачивал, если видел, что объект является стратегически важным. Каждый раз в Рокфеллере видели жестокого победителя, что лишь увеличивало толпу его разгоряченных оппонентов. Карикатуры на первых страницах газет изображали его в виде зловещего монстра, мучающего американских рабочих. К тому времени усилилась другая крупная индустрия, влияние которой Рокфеллер недооценил. Сегодня мы называем ее четвертой властью. За манеру ведения бизнеса, хитрость и бесприпинциальность журналисты прозвали Рокфеллера “Мефистофелем из Кливленда».

    В 1902 году Айда Тарбел начал публиковать в журнале McClure Magazine серию статей, призванных разоблачить компанию Standard Oil и ее персонификацию - Рокфеллера. Тарбел не был беспристрастным журналистом: его отец считал Рокфеллера виновным в своем разорении. С каждым новым выпуском тираж журнала увеличивался, поощряя все больше противников Рокфеллера предоставлять информацию, которая затем попадала в новые статьи. 
    Айда Тарбел превратил Рокфеллера в воплощение величайшего зла в Америке.

    Оглядываясь назад, можно отметить, что большой ошибкой в карьере Рокфеллера было его молчание в ответ на критику.
    Американцы восприняли его непреклонное молчание как доказательство вины. Нежелание Рокфеллера отвечать своим противникам воодушевило правительство заняться вопросом растущих монополий. 
    Он испытывал недоверие и неприязнь к политикам. Компания Standard Oil дала немало взяток многим чиновникам, добиваясь более благоприятных судебных решений или их отсрочки. Рокфеллер никогда не видел в правительстве ничего, кроме препятствия для ведения бизнеса.
     
    Спустя много лет Рокфеллер рассказывал о страхе, который он испытывал из-за всех запросов, петиций, судебных процессов и слушаний, обрушившихся на Standard Oil. В то время он по-прежнему придерживался безуспешной стратегии молчания в ответ на нападки противников. В 1911 году Верховный Суд Соединенных Штатов утвердил Антитрастовый Закон Шермана 1890 года и издал приказал расформировать Standard Oil.
    Рокфеллер основал корпорацию Standard Oil в нескольких штатах с тем, чтобы приспособиться к правовым нормам акционерной собственности. Такая схема позволила Рокфеллеру построить и консолидированно управлять национальной компанией. Данная трастовая концепция стала синонимом монополии.
    В результате расформирования возник уникальный список выдающихся корпораций:
    · Standard Oil, штат Нью-Джерси, стала ESSO, ныне Exxon.
    · Standard Oil, штат Огайо, стала Sohio.
    · Standard Oil, штат Индиана, стала Amoco.
    · Standard Oil, штат Нью-Йорк, стала Mobil Gas.
    · Standard Oil, штат Калифорния, стала Chevron.
    · Standard Oil, стала Conoco.
    Изначально Standard Oil распалась на тридцать восемь различных компаний, включая вышеперечисленные, а также такие компании как ARCO, BP America и Cheeseborough-Ponds, в качестве наследников Standard Oil. В результате распада Standard Oil у Рокфеллера осталась внушительная часть акций во всех компаниях, но ни в одной из них он не имел контрольного пакета. 
    Его личное состояние только увеличилось, так как он теперь входил в состав советов правления различных компаний. Его уважали и почитали многие из тех, кто теперь встал у руля компаний, и поэтому имел большое личное влияние вплоть до отставки в 1914 году. 
    Рокфеллер начал сокращать свое участие в управлении компанией с 1896 года, когда ему удалось собрать такую управленческую команду, какую он хотел. По иронии, в силу скрытности его характера, это осталось незамеченным большинством в Америке. Рокфеллер же начал уделять больше времени другим своим страстным увлечениям, включая благотворительность, и нескольким хобби, особенно заметным из которых являлся гольф. 
     
    После сорока лет Рокфеллер основывает Колледж Спелмана в Атланте, затем открывает духовную семинарию Спелмана для обучения освобожденных рабов. После пятидесяти лет он уделяет много своего времени созданию и поддержке Университета в Чикаго; после шестидесяти лет он работает в Университете Рокфеллера, в Совете Всеобщего Образования, в Комиссии Рокфеллера по санитарному контролю и в Фонде Рокфеллера. В конечном итоге, средства для строительства Организации Объединенных Наций были пожертвованы именно Рокфеллером.

    В 1901 году Рокфеллер основал Рокфеллеровский Институт Медицинских Исследований, который теперь стал частью Университета Рокфеллера. Пожалуй, величайшим достижением семьи Рокфеллеров можно считать тот факт, что в институте была изобретена эффективная сыворотка для лечения спинального менингита, изобретателем которой стал один из ученых института, Саймон Флекснер.
    Сегодня пожертвования продолжают осуществляться через фонд Рокфеллера, универсальная цель которого формулируется таким образом: “Способствовать благополучию человечества по всему миру”. Джон Д. предпочитал совершать свои вклады анонимно или же настолько тихо, насколько это было возможно. Он всегда считал, что делать пожертвования с целью привлечь к себе внимание или же заработать известность является грехом, и поэтому никогда не афишировал эту сторону своей жизни. 
     
    Джон Д. официально ушел в отставку в 1914 году, передав управление Рокфеллеру-младшему, который посвятил большую часть своей жизни восстановлению доброй репутации семьи Рокфеллер. 
    Джон Рокфеллер провел почти сорок лет своей жизни, находясь на пенсии, но его не забывали в средствах массовой информации. Последние годы своей жизни Рокфеллер прожил один. Он много играл в гольф, контролировал деятельность своих благотворительных фондов и мало интересовался бизнесом. Он чувствовал, что его работа в коммерческом мире выполнена.
     
    Наталия Погосова,

    корреспондент

    ELCOMART News

    (www.e-news.com.ua)





    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.