Тофацитиниб (tofacitinib), современный препарат для лечения ревматоидного артрита, может восстанавливать пигментацию кожи у людей, страдающих витилиго.
К такому выводу пришли дерматологи из Школы медицины Йельского университета, успешно проверив свою гипотезу на одной пациентке.
Результаты их исследования были опубликованы 24 июня в журнале JAMA Dermatology.
Витилиго – это распространенное заболевание, при котором на отдельных участках кожи теряется пигмент меланин, что во многих случаях приводит к сильным душевным переживаниям больных. Современные методы лечения, такие как стероидные кремы и светотерапия, считаются недостаточно эффективными. Но недавно йельские ученые выдвинули предположение, что одобренная FDA группа препаратов, известная как ингибиторы янус-киназ (JAK), может лечить витилиго.
В прошлом году доктор Бретт Кинг (Brett King), преподаватель дерматологии и ведущий автор последнего исследования, продемонстрировал эффективность JAK-ингибитора тофацитиниба в лечении очаговой алопеции. Теперь Доктор Кинг и его коллега доктор Бриттани Крейглоу (Brittany Craiglow) проанализировали механизм их действия и допустили, что эти препараты могут помогать и при витилиго.
Чтобы проверить свое предположение, Кинг и Крейглоу назначили тофацитиниб 53-летней пациентке с витилиго, поразившим практически все ее тело. За год до экспериментального лечения течение болезни у женщины ухудшилось, пятен стало гораздо больше, они захватили лицо, руки, ноги, туловище.
Через 2 месяца после начала терапии тофацитинибом ученые отмечают частичное восстановление пигментации кожи на лице и руках – тех зонах, которые тревожили женщину больше всего. После 5 месяцев лечения белые пятна на лице и руках почти полностью исчезли, а на туловище осталась лишь пара небольших пятен. Фактически, тофацитиниб избавил пациентку от витилиго, причем во время лечения не было отмечено побочных эффектов.
По мнению авторов эксперимента, тофацитиниб может стать настоящим прорывом в лечении витилиго: «Хотя это всего лишь один клинический случай, мы не можем назвать его случайностью – это плод глубокого понимания механизма развития болезни и принципа работы лекарства».
Доктор Кинг намерен в скором времени организовать настоящее рандомизированное клиническое испытание, чтобы подтвердить эффективность и безопасность тофацитиниба, а также его «родственника» руксолитиниба (ruxolitinib) при витилиго.
Его коллега дерматолог Джон Харрис (John Harris), научный сотрудник Медицинского центра Массачусетского университета, разделят оптимизм йельских ученых: «Ингибиторы янус-киназ действительно изменят лечение ужасного заболевания, с которым мы пока ничего не можем поделать. Это большой шаг вперед в борьбе с витилиго».