Хотя сегодня все сходятся во мнении, что сахар вреден для здоровья сердца, так было не всегда.
В 1960-х годах, когда в Соединенных Штатах смертность от сердечно-сосудистых заболеваний достигла пика, исследователи разделились на два лагеря.
Первые полагали, что главным виновником эпидемии является сахар, а вторые обвиняли животные жиры.
На протяжении долгих лет в научном мире доминировали последние, ругая холестерин и жиры на всевозможных симпозиумах и конференциях. Но недавние исследования позволяют предположить, что решающую роль в преждевременной смерти миллионов людей сыграл сахар, а не холестерин.
В начале сентября 2016 года дантист, а ныне ученый-эпидемиолог Кристин Кернс (Christin Kearns) из Университета Калифорнии в Сан-Франциско подняла этот вопрос на новый уровень.
На страницах JAMA Internal Medicine она сообщила, что ключевые научные работы 1960-х, которые отвели подозрения врачей от «белой смерти», финансировались сладкой индустрией. А именно бывшим Фондом по изучению сахара (SRF), ныне известным как Ассоциация сахара США (Sugar Association).
Ну, финансировали.
В чем проблема?
В том, что полученные от заинтересованного спонсора деньги не были раскрыты, как того требуют правила научного сообщества. Происхождение этих денег оставалось в тайне до 1980-х годов. И где теперь гарантии, что анализы 50-летней давности были честными?
Масштабное и весьма убедительное исследование, на которое пала тень, было опубликовано в медицинском журнале The New England Journal of Medicine от 27 июля 1967 года.
Авторами подозрительного проекта выступали уважаемые гарвардские диетологи Фредерик Стэр (Frederick Stare), Марк Хегстед (Mark Hegsted) и Роберт Макгенди (Robert B. McGandy).
Эти ученые, тайно получавшие деньги SRF, пришли к заключению, что в первую очередь пищевые жиры, а не сахара, приводят к развитию коронарной болезни сердца (КБС) среди американцев.
Почему мы снова говорим об Америке?
По той простой причине, что целый ряд стран Старого Света традиционно ориентируется на достижения заокеанских коллег, и многие из нынешних диетологических руководств построены именно на их основе.
Маленькая ложь в США может аукнуться большими проблемами на другом конце света.
Проект 226
В недавнем разоблачительном материале доктор Кернс и ее коллеги приводят архивные документы, подтверждающие перевод Хегстеду и Стэру $6500 (эквивалент нынешних $50000).
Деньги были переданы фондом, чтобы отвлечь внимание от связи между сахаром и болезнями сердца.
Согласно выводам сотрудников UCSF, в 1964 году некий Джон Хиксон (John Hickson), в дальнейшем президент Фонда по изучению сахара, инициировал программу по смене имиджа сахара. Иными словами, он в открытую начал кампанию по «отбеливанию» своего продукта в глазах людей.
Годом позже Хиксон назначил вышеупомянутого доктора Хегстеда и его коллег на Проект 226.
Это была псевдонаучная работа, обязанная выявить «полезные метаболические свойства сахарозы».
Результаты, приводимые недобросовестными исследователями, не выдерживают никакой критики со стороны современной науки.
Однако кому это было интересно тогда?
Ученые сыграли свою роль и поддержали имидж сахара в глазах потенциальных потребителей и их врачей.
Выводы их звучали примерно так: уменьшение потребления жиров – единственный способ контроля над холестерином и сокращения риска сердечно-сосудистых заболеваний. Таким образом, высокое содержание сахара в рационе не играет существенной роли в развитии болезней сердца.
Комментируя это «открытие», доктор Кернс не перестает удивляться беспринципности коллег.
Нынешний непредвзятый анализ статистики 1960-70-х свидетельствует, что ограничение сахара в рационе могло бы сберечь миллионы человеческих жизней. Если бы не ложь ученых…
Невероятно, но сладкая индустрия, судя по всему, пронюхала об истинном вреде сахара раньше всех. Поэтому еще с 1965 года SRF начал вливать деньги в псевдоисследования, которые намеренно запутывали медицинское сообщество и отводили подозрение от их продукта.
Доктор Мэрион Нестле (Marion Nestle), профессор диетологии Нью-Йоркского университета, призналась изданию MNT, что была шокирована открывшейся правдой.
«Все знали, что Фред Стэр доил пищевые и фармацевтические компании и слыл их надежным компаньоном, но Марк Хегстед был из другого теста. Я лично знала его как ученого, который всегда стремился находить наиболее эффективные диетологические подходы при хронических заболеваниях. Никогда бы не представила его в роли сообщника сахарной индустрии», - заявила доктор Нестле.
Катастрофические последствия одной лжи
Как же повлияли результаты Проекта 226 на нас с вами?
Вероятно, это единственный научный проект полувековой давности, который учитывается диетологами до сих пор.
Его результаты были использованы маркетологами в рекламе кондитерских изделий и сахара, и даже врачами – при составлении диетологических рекомендаций для кардиологических больных.
Эти рекомендации остаются в силе по сей день!
Один из разоблачителей Стэнтон Гланц (Stanton Glantz) поясняет, что тайно финансируемый промышленниками проект стал решающим, сменившим направление дискуссии.
Научный мир забыл о роли сахара в развитии болезней сердца на долгие десятки лети.
Деньги индустрии остаются проблемой
В наши дни ученые, публикующие любую значимую работу, обязаны раскрывать свои финансовые интересы и источники финансирования.
Этих требований не было в 60-х годах.
После внедрение в западном мире нынешних стандартов прозрачности (случилось это в 80-х) индустрия, кажется, утратила былое влияние на науку. Но так ли это?
Возьмем табачные компании.
В журнале Circulation от 2007 года доктор Гланц и его коллеги перебрали миллионы документов табачной индустрии США, найдя среди них свидетельства тайного финансирования научных исследований уже 1990-х годах.
Тогда подкупленные ученые старались опровергнуть опасность пассивного курения, чтобы не допустить принятия антитабачных законов. Например, о запрете курения в общественных местах.
Перейдем к любимому фастфуду. В 2015 году New York Times сообщала о причастности Coca-Cola к финансированию организации Global Energy Balance Network (GEBN). Эта организация занималась изучением причин ожирения, выставляя на первое место гиподинамию вместо диеты.
«Большинство популярных СМИ и научных изданий говорят нам: вы едите много, вы едите слишком много, обвиняя пищу и сладкие напитки во всех грехах. И при этом практически нет сравнительных исследований, которые говорят о главной причине ожирения», - вот одно из заявлений GEBN.
Эксперты GEBN отодвигают на второй план неправильное питание во главе с главным продуктом компании Coca-Cola, призывая людей просто больше двигаться. С одной стороны, очень даже правильный призыв, но с другой…
В общем, хитрая и весьма эффективная идея.
Так что, уважаемые читатели, относитесь более критично к тому, что пишут вам в прессе.