«Голод - это потребность в энергии, а аппетит - в удовольствии.»
В доперестроечные времена бытовала шутка: у наших женщин две заботы - где достать продукты и как похудеть. Первая - отпала. А вот вторая – не только остается, но и становится все более актуальной. По статистике, 60% россиян имеют избыточный вес. Более того, наметилась тревожная тенденция к увеличению числа пациентов с избыточной массой тела, обусловленная возрастанием нагрузки на психику и усугубляемая недостатком навыков правильного питания.
Помните, у Жванецкого: "Пока трудно идет еда как “трапеза”. Большинство из нас ест вдвое больше, чем это необходимо для восполнения энергетических затрат организма. Невоздержанность в еде стала привычной. Привычка есть при всяком представившемся случае, за компанию, следовать прихотям аппетита без оглядки на действительные потребности организма - приводит к полноте.
Есть несколько стадий полноты. И если первая вызывает зависть, а вторая - сочувствие, то третья - только жалость. Полным людям труднее жить, сложнее подобрать одежду. Их чаще одолевают болезни и комплексы из-за несоответствия фигуры современным эстетическим нормам. Стремясь похудеть, эти люди хватаются за различные диеты, условия которых трудно выполнить, особенно работающим. Изводят себя голодом, тем самым придают пищевому влечению особую остроту и доводят себя до такого состояния, когда "все мысли - только о еде". Или наоборот: поглощают большое количество всевозможных пищевых добавок и озабочены только тем, что бы еще такое съесть, чтобы, наконец, похудеть. В общем, шарахаются от одной крайности к другой.
Повторные попытки сбросить вес, мало того что не приносят желаемого результата, так как направлены на следствие, а не причину, - они еще и травмируют психику, поскольку вызывают острое недовольство собой и депрессию. А с депрессией человек уже справляется привычным путем – с помощью еды. Так замыкается круг.
Разорвать его самостоятельно часто уже не хватает сил. Даже принять решение обратиться за помощью, и то непросто. Недавно ко мне на прием пришел пациент, который свой визит откладывал до тех пор, пока однажды не смог втиснуться в собственный автомобиль. Лишь после этого он решил отложить свои дела, еще недавно казавшиеся ему такими неотложными.
Чтобы лучше разобраться в проблеме, рассмотрим типичный случай.
Передо мной пациентка - молодая, интересная, полная женщина. Полнота и явилась поводом для ее визита.
- Доктор, мне стало неприятно смотреть на свое отражение в зеркале, потому что себе я такой не нравлюсь. И одежду приходится покупать не ту, что хотелось бы, а ту, которая помогает скрыть недостатки фигуры. Огорчает еще и то, что с каждым годом размер одежды увеличивается: если раньше впору был сорок восьмой, то сейчас ношу пятьдесят четвертый. К тому же полнота мешает привычной жизни: стало труднее наклоняться, подниматься по лестнице.
Появилась одышка, быстрее устаю.
- Для начала, расскажите, пожалуйста, о себе. Кто вы, чем занимаетесь?
- По образованию учитель, но работаю бухгалтером. Разведена, у меня есть дочь тринадцати лет.
- Изменился ли в последнее время как-то ваш образ жизни?
- Да, раньше я вела более активный образ жизни.
- А образ питания?
- Заметила, что стала больше есть при волнениях.
- Когда вы это заметили?
- Десять лет назад - когда разводилась. Было очень тяжело. Ходила вокруг холодильника. Никак не могла успокоиться. Потом это повторилось, когда пришлось оставить любимую работу. Очень переживала. Рука сама тянулась к еде. Поешь - и вроде отпускает, становится легче.
Многие из нас могли бы вспомнить аналогичные ситуации и связанные с ними странности пищевого поведения. Дело в том, что в периоды тяжелых переживаний автоматически срабатывает защитный механизм, сформировавшийся в процессе эволюции. Это благо. Но оно таит в себе опасность, так как когда переживания повторяются, наслаиваются одно на другое и сильны настолько, что человек не в состоянии с ними справиться, то оно превращается в свою противоположность и становится фактором риска формирования пищевой зависимости.
e-news.com.ua