Кроме того, депрессия в последние время стала «модной» болезнью. Считается элегантным, особенно для дам, томно закатывать глазки и говорить: «Ах, я в депрессии». Тем более что на это можно сваливать и отсутствие трудового энтузиазма, и запущенные домашние дела. Не виноватая я — это все страшная «депрессия»!
«Мода» на депрессии сыграла двоякую роль. С одной стороны, люди, страдающие ими, стали испытывать меньшее давление и неприятие со стороны общества. С другой стороны, депрессией стали называть любую хандру и, тем самым, как бы вывели ее из ранга серьезных проблем. А проблемы есть и немалые.
Открываем сезон
Существуют разные классификации депрессий. Одна из самых распространенных — по частоте появления.
По прогнозам ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) к 20-ым годам XXI века депрессия станет самым распространенным заболеванием в Европе, обогнав все неинфекционные заболевания.
Единичный случай депрессии, вызванный теми или иными причинами, называется «депрессивным эпизодом». Длительная, но не сильно выраженная депрессия — «дистимией». Депрессия, возвращающаяся время от времени, называется «рекурентной депрессией». Во всех холодных северных странах большой проблемой является такой вид рекурентной депрессии как «депрессия сезонная». Неслучайно, по количеству самоубийств в мире лидируют скандинавы.
Существует миф, что сезонные депрессии приходят весной и осенью и вызываются какими-то непонятными чуть ли не мистическими факторами. На самом деле, большинство сезонных депрессий приходится на зиму. И вызваны они банальными природно-погодными явлениями.
- Нехватка света. В конце ноября продолжительность светового дня в европейской полосе России составляет приблизительно семь часов. В результате почти все работающие люди солнечного света практически не видят. Они выходят из дома, когда солнце, может быть, и вылезло, но бледненькое и серенькое, а возвращаются уже по темноте. Ну, а на работе, в основном, все сидят, задернув шторы-жалюзи, под так называемыми лампами дневного света, свет от которых крайне неестественен и утомителен.
- Ощущение постоянного холода. С серьезным замерзанием мы справляться худо-бедно умеем. Однако чувство постоянного дискомфорта от постоянного перепада температур — от холода на улице до невыносимой жары в метро, когда стоишь в шубе и двух свитерах, зажатый в толпе; от духоты в маршрутке до пронизывающе холодного ветра, на котором и вдохнуть-то не получается, когда из этой маршрутки вылезаешь, — все равно изматывает.
- Кстати, о нехватке воздуха. У жителей больших городов с чистым воздухом, вообще, не очень сложилось, в холодное же время года все становится совсем плохо. В помещениях всю зиму закрыты окна, на улице дышим теми же выхлопными газами, что и летом, но теперь дыхание еще и затруднено тремя слоями шарфа.
- Плюс куча дополнительных радостей — авитаминоз, хроническая усталость, постоянные простуды и т.п.
Все это, на первый взгляд, кажется банальным. Да и сам человек не осознает пагубного влияния вышеперечисленных факторов. Ну, плохо и плохо. Каждый год устаем, каждый год ждем новогодних праздников как чуда, а потом проводим их, в основном, в постели. Загвоздка в том, что все эти «банальности» становятся причинами депрессий со всеми соответствующими симптомами: нарушением сна, нарушением аппетита, ощущением, что все это никогда не кончится, упадком сил, невозможностью на чем-либо сосредоточиться, и, что самое важное, — чувством беспомощности, безнадежности и вины.
e-news.com.ua