Каждый знает о том, что не стоит становиться между матерью и ее ребенком. Гораздо меньше известно о том, что бесстрашие матери связано с низким уровнем в мозге пептида, обычно вызывающего страх и беспокойство. Как показали Стефен Гамми и его коллеги из университета Висконсина, истории о том, как кошки вытаскивали котят из горящего дома и как птицы бросались на людей, чтобы защитить птенцов, имеют химические основания, которые, правда, до сих пор почти не изучались.
Известно, что страх и беспокойство уменьшаются при кормлении грудью. Возможно, именно это и позволяет матерям бросаться в атаку в ситуации, когда обычной реакцией был бы страх. Чтобы проверить эту гипотезу, Гамми и его коллеги исследовали взаимосвязь у мышей между материнской агрессией и уровнем кортикотропинвыделяющего гормона – пептида, участвующего в процессе регулирования поведения в мозге.
Примерно через шесть дней после появления мышат на свет группе молодых мам сделали инъекции, содержащие одну из доз этого гормона (высокую, среднюю или низкую) или просто раствор хлодира натрия без пептида. После инъекции самки были возвращены к мышатам, а через 28 минут к ним подсаживали самца.
В обычных условиях самки с мышатами набрасываются на самца, воспринимая его как угрозу для потомства. Однако после инъекции так поступали только самки, не получившие гормон или получившие минимальную его дозу – если же уровень пептида увеличивался значительно, число атак и их продолжительность значительно снижались, а при большой инъекции самки вообще не пытались защищать потомство, а скорее демонстрировали страх.
Исследователи обратили внимание, что уровень пептида в мозге влиял только на выраженность материнской агрессии, все остальные черты материнского поведения, например, уход за детенышами, оставались неизменными