Организация современного офисного IT — дело затратное. Настройка почты, файлового хранилища и АТС может потребовать дополнительных средств и ресурсов. Поэтому все больше предпринимателей переходят на удаленные решения.
Многие предприниматели уже используют облачные сервисы — например, хостинг веб-сайта у провайдера или почтовые службы. Сейчас в число облачных услуг вошли и виртуальные серверы, серверы электронной почты, IP-телефония, удаленные серверы терминалов, файловые хранилища и многие другие.
Тренд переноса офисных процессов в облако все более популярен. Во-первых, далеко не каждый бизнес может позволить себе потратить несколько тысяч долларов на организацию собственной изолированной IT-инфраструктуры. Например, для организации файлового сервера необходимо приобрести дорогостоящее оборудование и программное обеспечение, учесть будущий рост компании, обеспечить организацию места установки, развертывания, отладки. Только для организации системы защищенной корпоративной почты, по оценкам специалистов, нужно потратить примерно $60 тыс. А вместе с внедрением корпоративного портала, системы безбумажного документооборота, системы совместных коммуникаций, работы с клиентами и других подобных IT-сервисов затраты на их внедрение и поддержку могут достичь сотен тысяч.
Облачные сервисы предполагают несколько простых шагов: заключение контракта и настройка ПО. Это удешевляет необходимые процессы в разы, дает определенную мобильность и возможность использовать ИТ ресурсы в соответствии с потребностями. Поскольку все процессы происходят в сети, доступ к ним можно получить из любой точки мира. В 2015 году украинский рынок подобных услуг достиг $10,1 млн, а к 2017-му эксперты прогнозируют его рост до $14,5 млн. В Украине успешно закрепились зарубежные "облачные" провайдеры, среди которых такие гиганты, как Microsoft, Amazon, Google, VMware. Доля их на рынке Украины больше половины, остальные 45% принадлежат локальным провайдерам.
Если взглянуть на проекты и предложения "облачных" операторов на внутреннем рынке востребованными сервисами все же остаются аренда вычислительных ресурсов, решения по программным пакетам (включающим в себя хранение информации) и платформенные решения. Именно на них приходится 97,2% всех продаж в 2015-16 годах. Остальные 2,8% приходятся на специализированные сервисы, такие как резервное копирование данных, виртуальные АТС, охранное видеонаблюдение в "облаке".
В целом же облачные услуги уже приобрели некую классификацию процессов. Так, передать на "компьютерный аутсорс" уже можно:
- хранение и обработку информации;
- базы данных;
- приложения/программное обеспечение;
- безопасность;
- тестовые среды;
- создание платформ и разработку приложений.
Хранение информации
Эта услуга дает возможность сохранять данные во внешнем хранилище, в "облаке". Для пользователя оно будет выглядеть как дополнительный логический диск или папка. Используя облачные сервисы проверенного производителя, можно свести к минимуму процент отказов программного обеспечения и оборудования.
Примером может служить сервис Microsoft OneDrive. Компания Microsoft предоставляет 5 ГБ хранилища бесплатно. А всего лишь за 125 грн в месяц пользователь получает 1 ТБ места для хранения и совместного использования файлов. Все документы будут храниться в облаке и синхронизироваться с приложениями на остальных устройствах. Удобная интеграция с офисными приложениями позволяет получить доступ к документам Microsoft Word, Excel или PowerPoint прямо из облака. Это позволяет работать с файлами из любой точки мира.
Подобные услуги предоставляют также и другие облачные провайдеры, такие как Google и Dropbox.
Приложения
Их также называют SaaS (software as a service) — приложения, которые работают в облаке, а доступ к ним пользователь получает через веб-интерфейс. Простейший пример — GoogleDocs: вы получаете качественный текстовый процессор, однако установки программного обеспечения на компьютер не потребуется. Это облегчает доступ к документам из любой точки мира.
В облачных приложениях есть немало бизнес услуг. Например, сюда можно отнести облачные CRM-системы. Некоторые пакеты включают в себя CRM-систему для управления продажами всех типов — от коротких заказов до длинных корпоративных сделок, включая автоматизацию задач контакт-центра. Многие облачные CRM позволяют автоматизировать процессы управления документооборотом и сдачу отчетности, управления бухгалтерскими и договорными документами. Некоторые компании предлагают комплексные системы — например, интеграцию CRM и хранение данных в Microsoft Azure.
На основе CRM можно "основать" и внутренний портал компании — такие системы, как "Битрикс24" позволяют создать корпоративный социальный интернет, построенный по схеме SaaS. Он может содержать микроблоги, задачи, файлохранилище (с контролем версий), календарь, фотогалереи, мессенджер, экстранет, CRM, бизнес-процессы, учет рабочего времени, профайлы, отчеты.
АТС
Перспективное направление развития облачных технологий в Украине — облачные АТС. Все больше компаний отказываются от установки дорогостоящего оборудования в пользу мобильности и возможности построения собственной АТС в "виртуале" на базе конвергентного предложения от операторов. Такое решение позволяет внутри компании использовать короткую нумерацию, самостоятельно управлять голосовым меню компании, получать один входящий звонок группой абонентов, ограничивать исходящие вызовы со служебных номеров в личных целях по заданным параметрам, блокировать нежелательные входящие звонки.
Украинские телеком-операторы прекрасно понимают открывающиеся перспективы, поэтому активно выводят на рынок такие "облачные" сервисы. Например, "Киевстар" предлагает услугу "Виртуальная мобильная АТС": предприниматели могут активировать ее в минимальные сроки, она не требует дополнительных инвестиций в телеком-инфраструктуру компании или замены существующих мобильных номеров и тарифных планов. К тому же, всеми сервисами можно самостоятельно управлять в онлайн-режиме в удобном и понятном интерфейсе.
Безопасность
Еще одно "удаленное" решение, набирающее популярность в корпоративном секторе, — облачные антивирусы. "Стационарные" программы часто перегружают процессор компьютера, что на маломощных машинах приводит к их зависанию и затруднениях в работе. Облачные требуют значительно меньших затрат мощности. Расходы трафика у них сводятся к минимуму, что очень удобно для пользователей с ограниченными или дорогими тарифами.
Например, Panda Cloud Antivirus позволяет не производить проверку всех подозрительных файлов на компьютере, а отправлять угрозы на проверку в облако, что позволяет избежать установки тяжелых и ресурсозатратных приложений на персональные станции сотрудников. Впрочем, эта идея не получила поддержку пользователей. Поэтому в данный момент антивирусные компании стараются объединить облачные технологии с классическими.
Большинство подобных решений бесплатны. Например, облачное решение для защиты корпоративных рабочих станций от атак и вирусов предлагает компания Immunet. У этого продукта есть замечательная особенность, при неспособности программы справиться со зловредным кодом, антивирус выдаст ссылку на страницу в Интернете где юзер узнает, как устранить данный вирус своими руками.
По данным опросов, в сегменте малого и среднего бизнеса востребованы такие услуги, как резервное копирование, "облачные" CRM и бухгалтерия. Крупному бизнесу интересны виртуальные рабочие места и виртуальные дата-центры.
Любомира Ремажевская
Инф. delo.ua
e-news.com.ua