Увлечение социальными сетями признаком «кризиса идентичности» — этим термином в психологии обозначается утрата человеком или социальной группой представления о своем месте в обществе.
Термин кризис идентичности появился в науке относительно недавно — во второй половине прошлого века. Его ввел в научный обиход известный американский психолог, профессор Гарвардского университета Эрик Хомбургер Эриксон в ходе своего исследования «военных неврозов» у моряков-подводников.
Кризис идентичности проявляется как противоречие, несоответствие существующего социального статуса человека или социальной группы требованиям изменившейся ситуации. Основным показателем является неспособность принять новую роль, которая предписывается внешними обстоятельствами, либо, приняв ее, адаптироваться к ней.
Среди признаков, наиболее характерных для этого состояния, психологи называют:
— неадекватность самооценки;
— утрату перспективы;
— рост пессимизма;
— изменение социальной активности;
— появление бескомпромиссных суждений и социально-агрессивного поведения;
— повышенный интерес к метафизическим и иррациональным проблемам и др.
Как полагает известный британский ученый, профессор Оксфордского университета Сьюзан Гринфилд, банальность информации, которой обмениваются пользователи соцсетей, может стать проблемой для коммуникации.
«Зачем кому-то знать, что кто-то другой ел на завтрак? — подчеркнула Гринфилд.- Это напоминает мне маленького ребенка, говорящего: «Смотри, мамочка, я делаю это, посмотри на меня мамочка, я делаю это…».
По ее словам, это свидетельствует о том, что у такого человека имеется некий кризис идентичности. В результате все это может привести к снижению концентрации внимания, росту потребности в немедленной оценке и утрате многих невербальных навыков — таких как способность смотреть в глаза во время разговора.