• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Валерия Лутковская: «Дело Геннадия Корбана в очередной раз подтверждает необходимость скорейшего реформирования криминальной юстиции»

    Опубликовано: 2015-11-05 08:22:02

    Системность нарушений норм Уголовного процессуального кодекса Украины детально проанализирована в Ежегодных докладах Уполномоченного по правам человека за 2013 и 2014 годы, а также в Специальном докладе Уполномоченного по результатам совместного с общественностью мониторинга применения УПК судами, который в ближайшее время будет направлен в Парламент Украины.
    Правозащитное сообщество неоднократно отмечало, что в соответствии со статьей 29 Конституции Украины каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть арестован или содержаться под стражей иначе как по мотивированному решению суда и только на основаниях и в порядке, установленных законом. В случае настоятельной необходимости предотвратить преступление или его пресечь уполномоченные на то законом органы могут применить содержание лица под стражей в качестве временной меры пресечения, обоснованность которой в течение семидесяти двух часов должна быть проверена судом.
    Задержанное лицо немедленно освобождается, если в течение семидесяти двух часов с момента задержания ему не вручено мотивированное решение суда о содержании под стражей. Каждому арестованному или задержанному должно быть безотлагательно сообщено о мотивах ареста или задержания, разъяснены его права и предоставлена возможность с момента задержания защищать себя лично и пользоваться правовой помощью защитника. Каждый задержанный имеет право в любое время обжаловать в суде свое задержание. Об аресте или задержании человека должны быть незамедлительно проинформированы родственники арестованного или задержанного. Аналогичные нормы предусмотрены и действующим УПК Украины. Так, согласно статье 207 этого Кодекса никто не может быть задержан без определения следственного судьи, суда, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
    Однако из многочисленных обращений, поступивших к Уполномоченному в 2014 и 2015 годах, следует, что сотрудники СБУ, Генеральной прокуратуры Украины, МВД Украины стали широко применять практику задержания лиц без определения следственного судьи именно в случаях, не предусмотренных статьей 208 УПК Украины. Например, лица, о которых шла речь в обращениях и которые были задержаны без постановления следственного судьи, подозревались в совершении преступлений, которые были совершены ими за несколько месяцев или даже за несколько лет до их задержания. Иными словами, согласно действующему УПК Украины в таких случаях задержание лиц должно было осуществляться в общем порядке, то есть по предварительному разрешению следственного судьи, а не в порядке, предусмотренном статьей 208 УПК Украины.
    Отдельно следует отметить проблему соблюдения права на защиту, в частности права на бесплатную вторичную правовую помощь, в уголовном производстве в ходе досудебного расследования.
    Проведенный мониторинг показал отдельные случаи нарушений работниками правоохранительных органов требований УПК Украины в части немедленного уведомления родственников о задержании их близких лиц, сообщение центров по предоставлению вторичной правовой помощи о задержании лица, а также в части неотложного допуска адвоката к задержанному лицу, указания в протоколах фактического времени задержания, а не времени составления протокола.
    Отдельно стоит отметить, что практика «повторных» задержаний была предметом рассмотрения Европейского суда по правам человека по делу «Фельдман против Украины». Европейский суд, в частности, отметил, что ситуация, когда суды своими решениями освобождали заявителя из-под стражи, но такие решения оставались невыполненными, в том числе в связи с немедленным последующим задержанием заявителя, является нарушением пункта 4 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
    В то же время одним из главных факторов нарушений прав человека в уголовном процессе является ненадлежащее исполнение сотрудниками правоохранительных органов своих служебных обязанностей, злоупотребление властью и служебным положением, манипулирование нормами действующего УПК Украины и отсутствие надлежащего контроля со стороны процессуальных руководителей.
    Проанализированные в ходе мониторинга нарушения уголовного процессуального законодательства свидетельствуют о необходимости безотлагательного реформирования системы уголовной юстиции, в частности создания Государственного бюро расследований, что позволит усовершенствовать механизм контроля за деятельностью правоохранительных органов и предотвратить нарушение прав и свобод человека в рамках уголовного производства.

    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.