На третьем году жизни ребенка изобразительная деятельность включает в себя уникальную возможность творческой переработки малышами приобретенной от взрослых информации, как передает Интернет-издание для девушек и женщин от 14 до 35 лет Pannochka.net
Поэтому планирование продуктивных видов деятельности предполагает не самостоятельную, обособленную тематику, а подчиняется познавательным темам из социального окружения, природы и тем случаям, когда детям предлагается изобразить свои впечатления от литературных произведений. Содержание следующих занятий продуктивных видов деятельности рассчитано на девять месяцев, в течение которых идет учебный процесс, то есть с сентября до мая. В начале каждого месяца соответственно с познавательными темами воспитатель делает изменения в интерьере помещения группы, дополняет предметную развивающую среду игрушками, иллюстрациями, пособиями и т.д., делает заготовки для совместной с малышами изобразительной деятельности. С понедельника начинается знакомство малышей с познавательными темами. Ежедневно проводится по одному занятию из продуктивных видов деятельности. В плане их виды представлены в той последовательности, которая дает малышам возможность «окунуться» в познавательные темы средствами изобразительного искусства, научиться не просто копировать определенные образцы, а творчески переосмысливая, изменять их, а также усовершенствовать свои умения и получить определенный продукт: творчески переработать свои познания и усовершенствовать умения и получить определенный продукт: рисунки или изделия, чтобы использовать их в дальнейшем в быту, играх, в процессе познания.
Занятия по продуктивных видах деятельности, представленные ниже, состоят из следующих структурных частей: предварительная работа перед занятием, подготовительная работа, мотивация, процесс создания, итог работы.
Рассмотрим подробнее части и их составляющие.
Предварительная работа перед занятием выполняется заранее:
• наблюдение за предметами и явлениями, рассматривание игрушек, иллюстраций, реальных объектов, «творчества» малышей;
• чтение художественной литературы, просмотр фильмов, слушание музыки, показ театральных представлений;
• различные игры: сюжетные, дидактические, подвижные и т.д., логически связанные с темой и целью занятия.
Подготовительная работа - постепенный переход от нерегламентированных видов деятельности к занятию, создание атмосферы заинтересованности тем, что будет происходить:
• интригующая беседа, рассказ воспитателя, вопросы детей, ответы на их вопросы;
• рассматривание рисунков, иллюстраций, детских изделий;
• чтение стихов и отрывков из больших по объему произведений;
• приход к детям различных «гостей»;
• угощение;
• мини-спектакли.
Мотивация - то, ради чего надо делать предложенное. Дети раннего возраста могут нарисовать, слепить, сконструировать красивые вещи, если все, что они делают, положительно воспринимается взрослыми. Если результат творческой деятельности кому-то нужен, то только такая деятельность развивает способности человека. А кому нужны детские рисунки, изделия? Где, в каком мире могут послужить нарисованные детьми солнышко и дождик? К счастью, такой мир есть - это мир детской игры. Здесь сразу, с пользой для себя малыш может пользоваться всем, что он нарисовал, наклеил, слепил.
Очень важно, чтобы воспитатель произнес мотивацию, чтобы ее услышали все малыши и согласились с тем, для чего будет выполняться работа. Во-первых, так внимание детей привлекается к этико-эстетической направленности их усилий, во-вторых, малыши учатся проявлять инициативу, принимать решения. Дети постепенно сами начинают высказывать мотивацию, когда игрушки обращаются к ним за помощью. Мотивация, например, может быть следующей:
• навести порядок, украсить, убрать;
• порадовать, удивить красотой;
• сделать подарки;
• сделать вещи, чтобы использовать их в играх и в быту;
• угостить, угостить и т.д..
Процесс создания - совместная деятельность и общение воспитателя и детей. При таком взаимодействии актуализируется потребность ребенка высказываться. Этому способствуют и внимание со стороны взрослого к вопросам и инициативных высказываний ребенка, и дружелюбное окружение сверстников, и действия на достижение общей цели в коллективных работах. Важное значение для развития речи имеет также понимание ребенком инструкций, поручений, просьб взрослого в условиях их совместной деятельности и непринужденной коммуникации. Во время рабочего общения воспитатель возможность выяснить для себя, на каком уровне владения информацией по недельных тем находятся его воспитанники, и предусмотреть, какой конкретной помощи потребует каждый ребенок, чтобы быть провести индивидуальную работу с ней. В этой части происходит:
• высказывания предложений детей и советов воспитателя по выполнению работы;
• предоставление детям возможности самостоятельно выбрать материал, способ, последовательность действий;
• удовлетворение от совместной работы, инициативное подражания малышами действий взрослого;
• приобретение малышами умение согласовывать свои желания и действия со стремлениями и действиями сверстников;
• ориентация на положительный результат;
• приучение к опрятности в работе, к самоорганизации;
• оказание помощи взрослым по просьбе ребенка.
И хотя малыши обычно стремятся самостоятельно достичь положительного результата в производительных видах деятельности, в случае затруднений или неудачи они обращаются к взрослому: тогда его помощь будет именно своевременной. Также малыши демонстрируют педагогу свои успехи, которые без его одобрения значительно теряют для ребенка свою ценность. Отрицательное или безразличное отношение воспитателя к процессу или результату деятельности ребенка вызывает у него обиду и грусть, потому 3-летний ребенок очень уязвим и чувствительный к оценкам его достижений со стороны взрослого. Малыши ждут или требуют оценки процесса изобразительной деятельности: «Посмотрите, как я рисую!» И его результат: «А я хорошо слепил?».
Лучший способ развить изобразительные способности ребенка - это поддержка его усилий и одобрение достижений. Если воспитатель постоянно будет делать замечания, подчеркивать неумение или неспособность ребенка к изобразительным занятиям, критически отзываться по поводу их результатов, то у малыша пропадет интерес к этим делам и он будет стремиться избавиться от него.
Творческого ребенка может воспитать только творческий педагог. Чтобы привлечь ребенка к изобразительной деятельности, воспитатель должен сам быть в восторге от него. Если он не любит продуктивных видов деятельности или присоединяется к спонтанной деятельности детей лишь по долгу, чувствуя при этом негативные эмоции, вполне возможно, он передаст подобное отношение к этому и своим воспитанникам, как бы не пытался скрыть свои чувства.
Знакомя детей с различными свойствами предметов, ни в коем случае не следует заставлять малышей запоминать их названия, а также требовать от детей развернутых ответов на вопросы. Подобные требования приводят в основном к резкому росту усталости малышей и снижению их заинтересованности процессом познания.
Для организации продуктивных видов деятельности в младших группах важны не только знания и умения воспитателя по изобразительному искусству, а также развитая способность эмоционально воспринимать окружающий мир (но без чрезмерной экзальтации) и осознанное желание привлечь детей к волшебному миру искусства, чтобы процесс изображения окружающей среды захватил ребенка и способствовал ее общем развитии. Это под силу воспитателю, который принял для себя личностно-ориентированную модель взаимодействия со своими питомцами, который воспринимает общение с малышами не как бремя или скучный долг, а каждый раз как новое открытие.
Инф. myday.su
e-news.com.ua