Дисграфия – это термин, который используется для такого нарушения у детей и взрослых, когда они испытывают трудности при написании текста. Буквы и слова пишутся поспешно, напряженно, пропускаются буквы и слоги, буквы бывают разных размеров, имеют разный наклон. Построенные предложения становятся непонятными, с чередой бессмысленных слов. Даже после исправлений, сделанных учителем, ребенок опять совершает те же ошибки. Дисграфия может сопровождать дислексию (нарушение способности читать написанный текст), а может существовать сама по себе.
Важно знать, что дисграфия не является признаком неврологических заболеваний или умственной отсталости ребенка.
Причины дисграфии
Причин дисграфии может быть множество, и не все из них в настоящее время установлены. Дисграфию могут вызвать такие функциональные расстройства как проблема асимметрии в строении тела, плохая осанка или неправильное положение ручки при письме, психомоторная незрелость в период обучения письму, неправильное ощущение своего тела ребенком.
Дисграфия может возникнуть также в результате аффективных расстройств, связанных с нарушениями в эмоциональной сфере, например, плохого взаимопонимания в семье. Играют роль и когнитивные нарушения, связанные со снижением памяти, умственной работоспособности, плохой ориентацией во времени и в пространстве, плохой сообразительностью, плохим восприятием, забывчивостью.
Дисграфия может быть связана с синдромом дефицита внимания, который может быть вызван, в частности, гиперактивностью ребенка. Играет роль также раннее интеллектуальное развитие. Последнее обусловлено тем, что одаренные дети слишком быстро проходят некоторые этапы обучения, иногда пропуская один или несколько классов. Уровень развития моторики у таких детей отстает от уровня развития их мышления и интеллекта. Около 70% таких детей, легко схватывающих учебный материал, страдают дисграфией, поскольку они не заинтересованы в том, чтобы писать.
Отмечено, что дисграфии чаще подвержены мальчики (они составляют 95% всех страдающих дисграфией детей). Действительно, в возрасте 7-8 лет у девочек лучше развита мелкая моторика, кроме того, они больше заинтересованы в выполнении заданий.
Ситуация иногда усложняется еще и тем, что дети, страдающие дисграфией, могут иметь очень хорошие показатели в других школьных дисциплинах, например, в чтении или в математике.
В настоящее время увеличивается число детей, страдающих дисграфией. Современные дети часто заменяют письмо клавиатурой компьютера, поскольку это быстрее и проще. В большинстве текстовых редакторов существует проверка орфографии, что позволяет лишний раз не напрягаться при письме.
В общем случае, ребенка, страдающего вышеуказанными нарушениями, желательно обследовать в многопрофильной детской поликлинике.
Диагностика, последствия и лечение дисграфии
Дисграфия довольно легко диагностируется - остаточно провести несколько тестов на переписывание текстов и на диктанты, чтобы определить наличие и степень этого расстройства у детей.
Ребенок, страдающий дисграфией, теряет уверенность в себе, он плохо успевает в школе, поскольку правильно писать необходимо практически на занятиях по всем предметам. Он может вообще отказываться писать. Могут возникнуть некоторые фобии, например, боязнь посещать школу.
В большинстве случаев учителя слабо информированы или вообще не информированы об этих проблемах и поэтому они не проявляют особенную заботу о таких детях. Зачастую учитель, на уроках которого ребенок плохо пишет, относит это за счет лени или плохого поведения ученика.
Если родители заметили, что их ребенок страдает дисграфией, они должны немедленно проконсультироваться с детским логопедом и с детским психологом. Логопед, работающий в данном случае как графотерапевт, разработает план коррекции заболевания ребенка. Психолог же посоветует, как улучшить отношения в семье и в школе, чтобы это помогло преодолеть недуг. Кроме того, психолог поможет улучшить баланс между мыслью и ее написанием.
Одной из важных задач лечения является улучшение памяти ребенка и развитие у него способности к концентрации внимания. Большую роль играет речь, поэтому можно делать упражнения на прочтение отрывков текста, которые затем надо записывать.
Чтобы победить дисграфию у ребенка, требуется большое терпение со стороны всех окружающих его взрослых: родителей, учителей, врачей. Процесс лечения долог и может быть утомительным и для ребенка, поэтому ему как никогда нужны поддержка и внимание.
Инф. nashajizn.ru
e-news.com.ua