«Мы однозначно поддерживаем инициативу Президента Украины по децентрализации власти и делегированию полномочий соответствующим областным, районным, городским и сельским советам и их исполнительным комитетам. Вместе с тем, мы выступаем за то, чтобы изменения в Конституцию Украины отвечали интересам всего украинского общества и не касались вопросов, которые сегодня сбалансированы между Верховной Радой Украины, Президентом и правительством», — заявил Юрий Деревянко, народный депутат Украины, член Совета партии «ВОЛЯ». «Это касается, в первую очередь, таких вопросов, как увольнение Главы СБУ, Генерального прокурора Украины, Главы Национального бюро расследований, которое, кстати, еще только планируется создать», — добавил он.
Также, в соответствии с предложенными изменениями, Президент единолично сможет назначать на должности и увольнять с должностей Главу Антимонопольного комитета Украины, всех глав и членов других национальных комитетов и комиссий, осуществляющих государственное регулирование природных монополий в сферах связи, информатизации, рынков ценных бумаг и финансовых услуг. «Сейчас, например, члены Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания пропорционально назначаются Президентом и Верховной Радой. С момента принятия указанных изменений в Конституцию Украины эти назначения будут осуществляться исключительно Президентом Украины. На наш взгляд, такие вещи несколько отличаются от вопроса децентрализации, поэтому предложенный документ требует тщательного анализа, общественного обсуждения и внесения соответствующих изменений», — отметил господин Деревянко.
«Кроме того, изменения в Конституцию Украины предусматривают отмену таких институтов, как местные государственные администрации. Вместо них вводится институт представителей Президента Украины на местах», — продолжила Ольга Галабала, сокоординатор инициативы «Реанимационный пакет реформ», член Совета партии «ВОЛЯ». «По сути, это означает, что представители Президента на местах будут контролировать законность решений и действий органов местного самоуправления. И, по моему мнению, это допустимая модель, но вопрос заключается в том, что по представлению своих представителей Президент Украины сможет в одностороннем порядке распускать соответствующий местный совет, увольнять любого местного голову или отменять решения местного совета (с последующим представлением в Конституционный суд для установления неконституционности такого решения), что может привести к монополизации власти над органами местного самоуправления в руках Президента Украины», — добавила она. Более сбалансированным вариантом, по мнению госпожи Галабалы, будет модель, при которой решение соответствующего местного совета смогут опротестовываться в суд непосредственно представителями Президента, как это происходит в Польше.
В целом же, как прокомментировал Сергей Таран, политолог, член Совета партии «ВОЛЯ»: «Новая Конституция должна стать тем общественным договором, который заложит принципиально новые отношения между институтами власти, а также между обществом и властью. А для этого, новая Конституция должна не только иметь широкую поддержку в украинском обществе, но и быть чрезвычайно качественным документом, поэтому к ее созданию нужно привлечь лучшие экспертные платформы. Кроме того, новая Конституция Украины должна быть не предметом компромисса или торга между политическими партиями, а работать на все украинское общество».
e-news.com.ua