Выступая в четверг в Страсбурге, на Парламентской Ассамблее Совета Европы, Президент Украины сказал, что один из самых главных и тяжелых для него вопросов, после, естественно, восстановления мира – это судебная реформа. «Доверие к судам и судьям в Украине, – сказал Петр Порошенко, – меньше 4 процентов».
Чтобы вернуть доверие к судам и судьям, надо ввести избираемость судей. Я в этом убежден.
В Европейском Союзе картина совсем иная: там авторитет судьи, как правило, непререкаем. Но в ЕС – столетние традиции демократии и культуры, вековая практика судейской этики. В ЕС, если судья по какой-то причине допустит десятую долю того, что позволяют себе многие украинские судьи – он следующим же утром сам подаст в отставку. В Украине нет такой культуры, и чтобы создать ее – уйдут, возможно, десятилетия. Но если мы не начнем ее создавать сейчас – ее не будет никогда.
К сожалению, в ближайшие десятилетия у нас нет другого выхода, кроме как поместить судей под постоянный контроль народа, путем регулярных перевыборов. И пока мы этого не сделаем – никакого прогресса не будет.
Кстати, мир не без примеров прямой выборности судей. В Соединенных Штатах Америки в 23 из 50 штатов судьи первой и других инстанций избираются народом, причем на сроки от 6 до 10 лет. Граждане избирают судей в таких штатах, как Нью-Йорк, Вашингтон, Иллинойс, Пенсильвания, Джорджия, Техас – то есть центральных. Причем в 8 штатах судьи избираются через посредничество политических партий, а в 15 – без участия политических партий. Избрание судей было введено не политиками на выборах, а после всестороннего обсуждения конституционными ассамблеями одного за другим 23 американских штатов в середине XIX века. Когда в развивающейся стране после завершения войны за независимость нужно было снизить коррупцию, покончить с бесправием, поднять доверие людей к власти и к судам, в частности. Важно, что в указанных штатах США процедуры избрания судей народом сохраняются уже более 150 лет, хотя в американской демократии они регулярно подвергаются самому тщательному критическому анализу и обсуждению. Сохраняются только потому, что их «плюсы» с лихвой перевешивают их «минусы». Показательно, что «против» выборности судей выступают организации юристов и самих судей, а «за» – большинство граждан. В Швейцарии, в нескольких кантонах, судьи избираются народом. Также в Японии, судьи Верховного суда проходят процедуру избрания народом, чтобы остаться на должности, отработав определенный срок. Все это не просто устоявшиеся, а процветающие знаменитые демократии.
Каким бы честным и ответственным ни был экзамен для кандидата на судейскую должность, когда его принимают чиновники или другие судьи – это одно. А если этот судья сдаст еще и экзамен перед собственным народом, на избирательном участке – это совсем другое. Такой судья, даже 25 или 30 лет от роду, вряд ли станет унижать гражданина, пришедшего в суд. Потому что будет понимать, что своим судейством он обязан не чиновникам, а этому самому гражданину, который приходит в суд. То есть дается мощный стимул судейской этике.
А чтобы было дешевле для бюджета, выборы судей можно совместить с выборами депутатов.
Чтобы всенародное избрание судей не стало объектом манипуляций с деньгами и прессой, можно запретить кандидатам любые формы ассоциирования с политическими партиями, а если не поможет – и агитацию как таковую. За квалифицированного кандидата в судьи должны агитировать его или ее репутация и профессиональная подготовка.
Введя всенародную выборность судей, мы в каждом украинце укрепим гражданский долг, чувство причастности к государству и его судьбе. Мы еще больше усилим этот фактор, если дадим гражданам право инициировать отзыв судьи на досрочных выборах.
Самостоятельно выбрав судей, граждане будут больше дорожить и своим судом, и своей страной. А судья будет дорожить своей репутацией. Он никогда не позволит себе оскорбить истца, ответчика или адвокат, проявить к кому-то откровенное неуважение: ведь на следующую каденцию его не выберут! Думаю, на нынешнем этапе государственного строительства это очень важно.
Пресс-служба С.Кивалова