Чувство подавленности, опустошения и бессилия было знакомо людям во все времена, когда-то это называли неврастенией, хандрой или даже безволием. Справляться с эмоциональным выгоранием и понять его причины становится все сложнее. Как отличить депрессию от временного эмоционального спада, вызванного объективными причинами?
О диагностике и лечении депрессии «ДО» рассказывает психиатр-психотерапевт Елена ВРОНО, член правления Общества семейных консультантов и психотерапевтов.
ДО: Традиционно депрессию привязывают к концу осени – началу зимы. Это справедливая привязка?
ЕВ: Действительно, есть сезонные депрессии, которые возникают циклично, в одно и то же время года. И нередко запускающим моментом служит уменьшение солнечного света. Раньше мы твердо были уверены в том, что расстройство сна – один из симптомов депрессии. А сейчас появилось много исследований, которые показывают, что сначала происходит изменение, связанное с обменом мелатонина (это вещество, которое выделяется эпифизом и регулирует режим сна и бодрствования). Эта крошечная желёзка находится как раз под местом перекрещивания зрительных нервов, поэтому количество выделяемого мелатонина напрямую зависит от реакции этих нервов на освещенность. И теперь известно, что вначале возникает нарушение ритмов, вслед за этим нарушается сон, а уже на этом фоне развивается депрессия. А не наоборот. Поэтому количество солнечного света имеет очень большое значение.
Раньше я рекомендовала пациенткам – сезонная депрессия чаще бывает у женщин – самое сложное время, на стыке сезонов, когда происходит уменьшение светового дня, переживать где-нибудь в солнечных краях. Две-три недели на солнце помогают пережить этот переходный период благополучно, и въезжать в темное время года без явных проявлений сезонной депрессии. Кроме того, сегодня появились препараты, влияющие на выработку мелатонина, и мы имеем возможность пытаться на биохимическом уровне эту проблему решать. Это, конечно, очень большой прогресс.
ДО: Но часто бывает так, что врач без проведения специальных тестов, глубоких исследований, что называется «с порога», назначает антидепрессанты или транквилизаторы. Разве не нужно вначале обследовать пациента, чтобы препарат был подобран по назначению?
ЕВ: Для того чтобы лечение было эффективным, пациент должен доверять врачу. Это первое и необходимое условие. Потому что при лечении душевных расстройств, в отличие, например, от лечения зубов, пациенту недостаточно заплатить деньги в кассу и открыть рот. Ему нужно сотрудничать с врачом, доверять ему и активно участвовать в процессе излечения. Иначе ни самый опытный врач, ни самое современное лекарство не помогут.
Во-вторых, судить со стороны о том, чем руководствуется врач, назначая то или иное медикаментозное средство, довольно трудно. Обычно врач основывается на своем клиническом опыте, у психиатра нет другого инструмента. Да, существуют довольно сложные биохимические показатели наличия или отсутствия депрессии. Но тем не менее на сегодняшний день основной инструмент врача-психиатра – это клиническое наблюдение, анализ клинического состояния и возможность опираться на свой клинический опыт, который приобретается со временем, и для этого не обязательно быть седоусым и седовласым, достаточно только испытывать интерес к своей профессии, бывать на конференциях, встречаться с коллегами и быть в курсе того, что происходит в медицине.
ДО: Если пациентка жалуется на нарушения сна, апатию, упадок сил и пр., врач на основании только этих симптомов может ей поставить диагноз?
ЕВ: Существуют представления о необходимых клинических признаках, которые позволяют установить диагноз, например, депрессивного эпизода разной степени тяжести. Это прописано в стандартах, я этому учу своих студентов. Это довольно внятные характеристики, и при наличии клинических признаков врач имеет право поставить такой диагноз. И также есть перечень медикаментозных средств, которые назначают в таких случаях.
Конечно, надо учитывать, что хотя мы все и скроены по единому образу и подобию (с одинаковым количеством глаз, рук и ног), тем не менее каждый человек являет собой абсолютную уникальность. И поэтому сказать наперед, как тот или иной пациент будет реагировать на препарат, нельзя никогда. Нет другого метода, кроме «метода тыка». Чем лучше подготовлен врач, чем он компетентнее, тем больше он сомневается в своих возможностях и тем с большей осторожностью пробует то или другое средство.
Нет идеального лекарства от депрессии на свете! Любой препарат имеет как терапевтический, так и токсический эффекты, здесь вопрос баланса, вопрос цены, которую мы платим за лечебное действие. И пациент должен быть абсолютно точно проинформирован, чем его собираются лечить, какие возможны побочные эффекты, и решение о том, лечиться ему или нет, он принимает сам, если, конечно, в состоянии прийти на прием и не находится в состоянии психоза. Даже при том, что в период депрессии у человека может снижаться адекватная оценка своих адаптивных возможностей, он в полном праве от медикаментозной помощи отказаться – последнее слово всегда остается за пациентом. И он должен понимать, что 100%-ную гарантию можно дать только при ремонте холодильника. И то не всегда. А когда речь идет о таком уникальном механизме, как человеческая психика, то всякое может быть.
Нужно быть готовым к тому, что самый разрекламированный, самый роскошный, самый дорогой препарат окажется лично в вашем случае неэффективным, и нужно будет сохранить мотивацию, не считать, что вам не годится препарат, что вы неизлечимы.
ДО: Или что врач сделал неправильное назначение…
ЕВ: Если я не доверяю врачу, я должна пожать ему руку, поблагодарить и больше к нему не возвращаться. Когда есть доверие, когда пациенту все четко разъяснили, он не ждет чудес. Он ждет эффекта от препарата. А если его нет, он идет к врачу обсуждать негативный результат. И в результате этого обсуждения либо меняется препарат, либо меняется доза, либо выясняются обстоятельства, которые помешали этому препарату быть эффективным.
ДО: При нарушениях сна люди легко обращаются к снотворным – либо по рецепту врача, либо сами покупают в аптеке, тем более что многие лекарства продаются свободно.
ЕВ: У нарушений сна могут быть самые разные причины. Более того, существует классификация психических расстройств, где отдельной строкой указаны нарушения сна. Бессонница – это отдельная нозологическая единица. И в зависимости от характера, эти нарушения сна могут свидетельствовать о наличии того или другого психического расстройства, которые лечатся совершенно по-разному. Оценить это в состоянии только врач. Поэтому самолечение бессонницы – это не только пустое, но и крайне вредное дело.
Если возникает легкая эпизодическая бессонница, можно попытаться самостоятельно прибегнуть к помощи фитопрепаратов. Я говорю именно о препаратах, содержащих экстракты лекарственных растений, которые покупаются в аптеке, а не о травах и не о биологических добавках, от которых я очень бы советовала всем воздерживаться. Но, если эта бессонница делается хоть сколько-нибудь стойкой, разумнее и правильнее потратить время и деньги на консультацию специалиста.
ДО: К какому специалисту лучше обратиться, к неврологу?
ЕВ: К психиатру! И не бояться этого слова. К неврологу стоит обратиться, если бессонница началась у очень маленького ребенка или у очень пожилого человека. А в остальных случаях это психиатр, психоневролог, психотерапевт – как хотите его называйте, – но это должен быть врач, который лечит психические расстройства.
ДО: Антидепрессанты или транквилизаторы назначают и при панических состояниях, тревожности, той же бессоннице. Есть разница в их действии при разных нарушениях? И не оставляют ли они необратимый след в клетках мозга?
ЕВ: Они действуют по-разному, но современные препараты, как правило, имеют прекрасную кривую безопасности. И чем более современный препарат, тем в большей степени он безопасен. Но еще раз повторю – идеального лекарства, без токсических эффектов, нет. Вопрос в том, что принесет больший вред – болезнь, которую мы не будем лечить, или побочное действие препарата, с помощью которого мы будем устранять симптомы этой болезни. И это касается не только психотропных препаратов, это касается любых лекарств от любых болезней.
ДО: Давайте представим идеальную ситуацию: пациент полностью доверяет доктору, доктор прописывает антидепрессант, и затем пациент все равно надеется на таблетки и ждет чуда. Не опасно ли это?
ЕВ: Если пациент будет надеяться ТОЛЬКО на таблетку, она ему не поможет. Он должен стараться вылечиться. Для этого существует множество рекомендаций, которые следует обсуждать с врачом, возможно привлекать к этой идее и психолога, психотерапевта, но и самому нужно стремиться из состояния депрессии вынырнуть.
Дыхательная терапия
Даже приверженцы традиционной медицины признают, что особые дыхательные техники способны справиться с некоторыми неприятными симптомами.
• Учащенное сердцебиение.
Привести пульс в норму помогут дыхательные упражнения с опорой на диафрагму. Сделайте обычный вдох и выдох. Затем глубоко и медленно вдохните. Почувствуйте, как воздух наполняет вам грудную клетку, а затем живот. Положите ладонь на живот и наблюдайте за тем, как ладонь поднимается и опускается.
• Панические атаки.
Исследование Университета в Далласе подтвердило: глубокое и медленное дыхание во время приступов паники позволяет достаточно эффективно снять бронхоспазм и восстановить дыхание.
ДО: Есть какие-то общие рекомендации, оказывающие гарантированно позитивное действие?
ЕВ: Это не тема интервью, так как в каждом случае необходим индивидуальный подход. Очень большое значение имеет «круг ближайшей поддержки» – близкие, семья, друзья. С другой стороны, важно, чтобы человек использовал малейшие возможности для действий. Любой ценой нужно стараться не укладываться носом к стенке. Другое дело, что состояние может быть таким тяжелым, что ни на что нет сил. Но в сутках целых 24 часа, и возможно хотя бы на несколько минут удастся подняться, привести себя в порядок. И расценивать это как достижение.
Здесь нужно действовать мелкими шажками: как я себя чувствую сейчас, как я себя чувствую сегодня вечером, как у меня прошел день. Мне удалось вынырнуть из мрака? Ура! Несколько лет назад ЮНЕСКО принял абсолютно универсальный девиз года, пригодный как для всемирной деятельности, так и для деятельности человека: «Думай глобально, действуй локально». Это удивительная формулировка. Конечно, когда человек в депрессии, ему и думать глобально тяжело. И лучше не рассматривать далекое будущее и не углубляться в далекое прошлое. Чем конкретнее деятельность, чем мельче шаги, которые мы себе назначаем, чем внимательнее мы разглядываем пусть и небольшие, но достижения на этих коротеньких отрезках, тем это будет продуктивнее.
ДО: Не значит ли это, что нужно себя заставлять, подстегивать?
ЕВ: Не нужно стараться «взять себя в руки». Отдайте себе отчет в том, что это симптомы болезни, и разрешите себе поболеть. Человек, конечно, – создание богоподобное, но тем не менее тончайшие нюансы работы нашей психики базируются на хотя и сложно, и очень тонко организованной, но биохимической структуре, которая регулирует все психические процессы.
ДО: Как отличить временный спад эмоций от серьезного расстройства? Когда грусть превращается в депрессию, а страх – в фобию?
ЕВ: Есть безусловный признак: если страх, тревога, апатия, что-то метафизическое нарушает вашу жизнь. Например, человек чувствует необходимость по несколько раз проверить, выключил ли он воду, электроприборы. Проверяет это два-три раза, потом, испытывая некоторую тревогу, все-таки идет на работу. Это неприятно, но с этим можно уживаться. Но может случиться так, что человек сидит на ступеньках возле лифта и звонит людям, с которыми должен был встретиться по очень важному делу, и придумывает, что у него поднялась температура. Потому что он уйти НЕ МОЖЕТ – он в плену безумного страха.
ДО: Ходят слухи о вреде ряда препаратов «для настроения», таких как прозак, о том, что они имеют обратный – суицидальный – эффект.
ЕВ: К подобным утверждениям я бы относилась с большой осторожностью. Фармбизнес – самый прибыльный из всех, какие есть на свете.
ДО: Значит, эти сведения о вреде антидепрессантов – попытка подорвать бизнес конкурентов?
ЕВ: Вне всякого сомнения! И очень может быть, что вся эта кампания связана с тем, что зреет открытие новой молекулы и совершенно новой группы препаратов. Ведь в свое время при появлении прозака были скомпрометированы транквилизаторы. А еще раньше, для того чтобы вывести на рынок транквилизаторы, велась кампания по дискредитации препаратов прежнего поколения – и так далее.
Уроки дыхания
Всего 10 минут дыхательных практик в день помогут вам восстановить силы, снять напряжение и даже избавят от хронических медицинских проблем. Умение избавляться от напряжения и концентрироваться – это очень полезный навык, который может пригодиться практически в любой жизненной ситуации.
Задача: Восстановить силы
Попробуйте сеанс интенсивного дыхания – несколько глубоких быстрых вдохов и выдохов. Считается, что данная методика позволяет замедлить сердцебиение и снизить кровяное давление. Однако будьте внимательны: если вы уже страдаете от повышенного давления, ни в коем случае не начинайте дыхательные практики без наблюдения врача.
Задача: Успокоиться
Как бы мы ни старались избегать стрессовых ситуаций, полностью оградить себя от раздражения невозможно. К примеру, в многочасовых автомобильных пробках мало кто способен сохранять спокойствие. Раздражение, гнев, усталость возникают сами собой, выбивая нас из колеи. В таких случаях правильное дыхание поможет вам заменить эти эмоции на противоположные.
Попробуйте в течение 10 минут чередовать вдохи-выдохи через нос в привычном темпе с глубоким замедленным дыханием. Максимальный эффект достигается при темпе – пять глубоких вдохах и выдохах в течение минуты. Если это для вас слишком тяжело, дышите чаще. Но стремитесь к тому, чтобы количество вдохов и выдохов в течение минуты не превышало десяти.
Такая гимнастика поможет расслабиться и снизить частоту сердцебиения и другие признаки нервозности. Кроме того, дыхательные техники помогут вам стать более уравновешенной.
вдохи и выдохи
Контролируемое дыхание, или пранаяма, – один из важных элементов йоги.
Интенсивное дыхание
Сядьте прямо. Сделайте 10 быстрых вдохов и выдохов носом. Затем вдохните как можно глубже, задержите дыхание на 2 секунды или дольше и медленно выдохните. Отдохните, 5 раз вдохните и выдохните в нормальном режиме. Затем повторите быстрые и медленные вдохи. Делайте 3 подхода за одно занятия.
Замедленное дыхание
Сделайте глубокий вдох за 6 секунд, затем медленный выдох за те же 6 секунд. Если вам трудно, дышите немного быстрее, но стремитесь к тому, чтобы достичь 6-секундных вдохов и выдохов. Начинать нужно с 3–5 минут, постепенно увеличивая время практики.
Дыхание через нос
Сядьте ровно, закройте правую ноздрю пальцем, вдохните через левую. Слегка задержите дыхание, затем освободите правую ноздрю, закрыв левую. Выдохните через правую ноздрю, вдохните через нее же. Начинать нужно с 5 минут, постепенно увеличивая время.
Мнение эксперта
Мария Падун, клинический психолог, кандидат психологических наук
Депрессивная динамика
Депрессия все чаще рассматривается как неизбежная составляющая жизни в современном обществе. Так, например, известно, что более половины жителей США принимают антидепрессанты и транквилизаторы. По прогнозам ВОЗ, в ближайшее время депрессии займут второе место по распространенности после сердечно-сосудистых заболеваний.
Признаки депрессии
Упадок сил, утрата ощущения удовольствия от жизни, бессонница, неприятные мысли, неспособность сконцентрироваться на текущей деятельности. Есть и более сложные (маскированные) виды депрессии, когда она «прячется» под маской других болезней (головных, желудочно-кишечных, сердечных болей и др.).
Причины депрессии
Это комплекс биологических, психологических и социальных факторов в развитии депрессивных расстройств.
• Биологические причины состоят в нарушении биохимических процессов в организме;
• психологические – в искажении образа «Я» и представлений об окружающем мире у пациента;
• социальные – в повышенной стрессогенности современной жизни, чрезмерных требованиях со стороны общества, навязывании «культа успеха». Исследования показывают, что в обществе, основанном на приоритете успеха и высоких достижений, гораздо более высок уровень депрессии.
Лечение депрессии
Важно понять, что депрессия излечима. Наиболее эффективным является комбинированное (медикаментозное и психотерапевтическое) лечение. Психотерапия депрессии может включать работу с пережитыми стрессами и психическими травмами; коррекцию образа «Я», самооценки; проработку сложностей в межличностных отношениях и другие направления. Современные исследования показывают, что применение только медикаментозных методов обладает краткосрочной эффективностью: интенсивность симптомов на время снижается, однако способы взаимодействия человека с окружающим миром остаются прежними, что, в свою очередь, приводит к тому, что депрессия может приобрести хронический характер.
Инф.goodhouse.ru
e-news.com.ua