На Горьковском автозаводе протестирована технология RFID, позволяющая повысить эффективность процесса сборки автомобилей. По сообщению пресс-службы ГАЗа, он стал первым автомобильным предприятием в России, на котором будет использоваться данная технология. Цель внедрения ГАЗом системы, разработанной IBM и Symbol Technologies, – с меньшими затратами и усилиями производить качественные автомобили различных моделей. В частности, после своего запуска система даст возможность ГАЗу оптимизировать цепочку поставок запчастей на свои конвейеры благодаря соблюдению принципов just-in-time и just-in-sequence. У нововведения две причины: сама по себе потребность ГАЗа в повышении технологичности производства и подготовка к запуску новых моделей автомобилей в будущем.
Горьковский автозавод – второе по объемам выпуска автопредприятие в России. На его долю приходится 6,5% легковых автомобилей, 55,6% грузовиков и 47,9% автобусов, выпускаемых в России. В 2004 г. ГАЗ выпустил и реализовал 231 тыс. 336 автомобилей и машинокомплектов. Чистая прибыль по РСБУ в 2004 г. составила 79,92 млн. руб. (рост в 4,5 раза). В сентябре 2005 г. ООО «Управляющая компания «РусПромАвто» объявило о формировании автомобилестроительного холдинга на базе ОАО «ГАЗ» в преддверии выхода на открытый рынок акций. На сегодня группа «ГАЗ» владеет долями в ОАО «Павловский автобус», ОАО «Голицынский автобусный завод», ОАО «Канашский автоагрегатный завод», ОАО «Саранский завод автосамосвалов», ОАО «Ярославский завод дизельной аппаратуры», ОАО «Автодизель» (Ярославский моторный завод), ООО «Ликинский автобус», ООО «КАВЗ», ОАО «Ярославский завод топливной аппаратуры» и в других предприятиях.
С 2003 года ГАЗ осуществляет программу реконструкции производства, совершенствования модельного ряда автомобилей и увеличения объемов их выпуска, удовлетворения потребности внутреннего и внешнего рынка. Для решения этих задач компания оптимизирует процессы управления сборкой автомобилей и складским учетом, внедряя новые технологии. Radio Frequency Identification (RFID) – одна из них. На сегодняшний день она широко используется ведущими мировыми автопроизводителями, такими как Toyota, Ford, Audi, BMW и другими. RFID применяется для контроля и оптимизации всей цепочки поставок агрегатов и компонентов на сборочное производство, автоматизации складского учета и идентификации готовых изделий и полуфабрикатов. В рамках автопроизводства технология работает следующим образом: на каждую деталь нанесена специальная метка, а на каждом из этапов поставки запчастей и сборки автомобилей работают считывающие устройства. Таким образом, и планирование поставок комплектующих, и процесс их прохождения по предприятию становятся более эффективными.
Тестовый проект по внедрению RFID был проведен специалистами IBM Global Services и Symbol Technologies с использованием оборудования одноименных марок на сборочной линии автомобиля ГАЗ-3302 (микроавтобус «Газель»). Тест заключался, во-первых, в считывании установленной на кабины RFID-метки на различных участках сборки кабины ГАЗ-3302. Во-вторых, метки, нанесенные на ключевых агрегатах готового автомобиля, просканировали на участке выходного контроля. И, в-третьих, протестировали их на стойкость к химическим и температурным процессам на окрасочной линии. Полученные результаты продемонстрировали возможность оперативного и достоверного получения данных с конвейера, причем без участия человека.
По словам начальника управления информационных технологий ГАЗа Елены Смирновой, это позволит оптимизировать сборочное производство, оперативно управлять складом и следить за качеством продукции. В частности, после запуска система даст возможность ГАЗу оптимизировать цепочку поставок запчастей на свои конвейеры благодаря соблюдению принципов just-in-time («точно вовремя») и just-in-sequence («в нужной последовательности»).
Autonews
e-news.com.ua