Что ждет украинцев после принятия Верховной Радой законопроекта О перевозках на такси.
Delo.UA стали известны подробности разрабатываемого Министерством инфраструктуры законопроекта "О перевозках на такси". Хотя финальный текст документа появится не раньше, чем через месяц, некоторые интересные новшества законопроекта можно выделить уже сейчас.
Поездка в один конец
Одним из главных нововведений, содержащихся в законопроекте, является норма, согласно которой перевозчик должен покупать локальную лицензию на работу только в границах одного города. Это значит, что если, например, заказчик берет такси из Киева в Харьков, то такси везет заказчика только по этому направлению — на обратном пути из Харькова до Киева автомобиль такси не имеет права перевозить пассажиров. Такая же проблема может возникнуть и перевозками в рамках одной областными — у киевского таксиста не будет права забирать заказчиков из Ирпеня, Боярки и т.д. (это касается всех областей). В документе не предусмотрен и тот факт, что некоторые населенные пункты не имеют своих служб такси, а также то, что заказчик не может пользоваться в других регионах той службой такси, которой доверяет.
В ответ на эту норму в адрес министерства поступило предложение от представителей рынка расширить границы территории, на который у службы такси есть лицензия на работу, расширив границы на определенное количество километров. Но это предложение не поддержал глава департамента автомобильного транспорта Мининфраструктуры Дмитрий Петухов, заявив, что "определять километры никто не будет".
Цена за качество
Ранее первый заместитель Министра инфраструктуры Константин Ефименко заявил, что ведомство при разработке законопроекта ведомство снимает с себя ответственность за стоимость услуг такси. Но при легализации всего рынка пассажирских перевозок очевидно, что повышения тарифов не избежать. Тот факт, что, законопроектом вводятся четкие требования к автомобилям такси: наличие таксометра и аппарата безналичного расчета, проведение дополнительного техобслуживания может стать ударным моментом для повышения тарифов.
На сегодняшний день стоимость одного километра у нелегальных перевозчиков составляет в среднем 3-4 грн (в Киеве), тогда как минимальный тариф у легального Sky Taxi составляет 60 грн за 10 километров, а за поездку от аэропорта "Борисполь" до центра столицы с пассажира возьмут 250 грн.
После принятие законопроекта, уверяют участники рынка, стоимость услуг такси повысится в два раза.
"Мы понимаем, что в Европе стоимость одного пройденного километра равна стоимости литра бензина. У нас это около 11 грн. (А-95). В то же время следует учитывать, что у нас пока не европейские зарплаты. Поэтому стоимость одного километра у легальных такси должна быть 6-7 грн", — отметил глава Профсоюза таксистов Василий Попик.
Отметим, что, например, в Германии за проезд 10 километров у пассажира возьмут в среднем 7 евро при стоимости бензина 1,6 евро, а в Венгрии за 10 километров возьмут 5-7 евро при стоимости бензина в стране 1,4 евро.
На стоимость услуг такси может повлиять и конкуренция на рынке перевозок. Так, согласно законопроекту, стоимость лицензии для работы такси составит одну минимальную заработную плату. На сегодня это 1140 грн. Через год это же разрешение будет стоить 10 минимальный заработных плат, через два года — 50 минимальных заработных плат. Такая градация будет осуществляться в Киеве, в других регионах стоимость разрешения составит меньшую сумму. Уже выданные лицензионные карточки будут обмениваться бесплатно.
Представители служб такси отмечают, что система будет действовать по схеме "кто не успел — тот опоздал", потому как повышение стоимости лицензии до 10-50 минимальных зарплат является существенным для рынка.
О чем спор?
Помимо вышесказанного перевозчики отмечают: в законопроекте нет ни одного пункта об усилении контроля за рынком такси со стороны ГАИ и Укртрансинспекции. Так, по словам перевозчиков, нет гарантии того, что нелегалы за определенную сумму смогут избежать штрафа.
Так, в законопроекте прописано: при остановке ГАИ и Укртрансинспекцией нелегального такси первый раз, водителю грозит штрафом в размере 8,5 тыс. грн, во второй раз у нелегала будет изъято транспортное средство. В идеале контролирующие органы должны, увидев автомобиль такси, сверить номер автомобиля с перечнем легальных перевозчиков, содержащемся в специальном реестре. "Нет никакой гарантии, что контролирующие органы будут проверять и штрафовать всех нелегалов. Это как взятками при нарушении ПДД", — отмечают представители отрасли.
Инф. delo.ua
e-news.com.ua