• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Россия зависима от украинского машиностроения

    Опубликовано: 2013-08-28 11:00:32

    Экономика России зависит от поставок украинских железнодорожных вагонов, авиадвигателей, турбин и тепловозов.

    Delo.UA решило выяснить, чем чревата для украинских машиностроителей остановка экспорта в Россию и заставят ли "торговые капризы Москвы" переориентироваться украинских машиностроителей на европейские рынки.

    В целом украинское машиностроение зависимо от российского рынка: 51% всего отечественного экспорта данного сегмента (в денежном выражении) приходится на Россию, это свыше $2,6 млрд за первые шесть месяцев 2013 года. И это притом что за первые полгода 2013 года экспорт машиностроительного оборудования в Россию сократился на 19,4%. По некоторым категориям доля России в экспорте еще выше — по данным Госстата, она составляет 57% по специализированному оборудованию (реакторы, котлы, машины), 75% по грузовым вагонам, 74% по локомотивам и 54% по автотранспорту, пишут Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM 

    "Общая блокада Россией украинских товаров в условиях членства двух стран в ВТО нереальна, а по некоторым видам продукции, например, по железнодорожным вагонам, авиадвигателям, турбинам и тепловозам, — просто невозможна, потому что экономика России зависит от поставок этой продукции. Поэтому стоит говорить о последствиях введения Россией строгого таможенного режима на случай вхождения Украины в зону свободной торговли с ЕС", — поясняет старший аналитик ИГ "Арт Капитал" Алексей Андрейченко.

    При этом эксперт отмечает, что некоторые сегменты машиностроения защищены от проблем на границе. Так, например, российские заводы всецело зависят от поставок украинских авиадвигателей по долгосрочным контрактам, поэтому больших задержек на границе не будет.

    Локомотивы в Россию поставляет преимущественно одно предприятие — "Лугансктепловоз", которое принадлежит российской компании "Трансмашхолдинг" и работает над выполнение заказов РЖД, поэтому на эти поставки таможенные заслоны не должны повлиять. С другой стороны, в сегменте грузовых вагонов и средств наземного транспорта существует высокая конкуренция, и дополнительные затраты или задержки на границе могут серьезно сказываться на спросе.

    Так, в первом полугодии Украина экспортировала в Россию 9,9 тыс. грузовых вагонов, сама Россия произвела 26,8 тыс., таким образом, доля украинской продукции на российском рынке сейчас около 27%, и это во время падающего спроса. На пике спроса в России доля украинских вагонов может достигать 35%.

    В первом полугодии Лугансктепловоз поставил в Россию 111 тепловозов — это 29% всех закупленных РЖД локомотивов и почти 100% всех дизельных грузовых тепловозов.

    С двигателями ситуация немного иная. Под определенный тип самолета или вертолета разрабатывается двигатель. Процесс разработки нового двигателя занимает миллионы долларов и годы проектировки, адаптации и сертификации. Такой технический аспект осложняет смену поставщика двигателя, поэтому, несмотря на годы, потраченные Россией на импортозамещение в двигателестроении, они по сей день зависят от украинской "Мотор Сичи".

    В то же время "Турбоатом" загружен заказами на несколько лет вперед и при этом 48% продукции отправляет на экспорт, преимущественно Россию. "На 2013 год полностью сформирован портфель заказов в размере 1,7 млрд грн. В этом году доля украинского рынка энергетики значительно вырастет. В планах завода также расширение контактов с Россией, Казахстаном, Индией, Эфиопией и другими странами", — еще в феврале заявлял на генеральный директор предприятия Виктор Субботин.

    Порядка 15-30% всех газоперекачивающих агрегатов (ГПА), закупаемых "Газпромом", производятся в Украине.

    Для украинских легковых автомобилей российский рынок практически закрыт после введения Москвой утилизационного сбора, после чего поставки украинских авто упали в 4-5 раз. "Надо еще понимать, что между Украиной и странами СНГ действует Ашхабадское соглашение, согласно которому украинские автомобили завозятся в Россию беспошлинно. Россия наверняка будет настаивать на прекращении действия этого соглашения или его модификации в случае вступления Украины в ЗСТ с ЕС, потому что иначе европейским автомобилям будет открыт путь для реимпорта в Россию по льготным условиям через Украину", — заявил Андрейченко.

    Бежим на европейский рынок?

    По словам Андрейченко, машиностроительная техника "заточена" под Россию и страны СНГ. Так, украинские вагоны и локомотивы адаптированы под ширококолейку стандарта СССР и для выхода на рынок Европы нужно будет, как минимум, менять стандарт тележки и конструкцию вагона. Кроме того, в Европе не такая разветвленная железнодорожная сеть и продавать там украинскую продукцию в тех объемах, что и в России, будет сложно.

    В то же время, в Европе существует спрос на такую украинскую продукцию, как троллейбусы и автобусы, и в этом сегменте адаптироваться будет легче.

    Продвижение авиатехники и авиадвигателей в Европе практически невозможно, так как украинская техника востребована на слабооборудованных аэродромах СНГ, где ценовой фактор является решающим.

    Инф. delo.ua

    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.