Даже официальная статистика рисует безрадостную картину в области потребления важнейших продуктов. Россияне постепенно забывают про молоко, мясо, рыбу и яйца.
Накануне Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг) опубликовало проект «Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2010-2015 годы и период до 2020 года». Согласно этому документу, в настоящее время потребление основных продуктов питания в среднем на душу населения в России ниже рекомендуемых норм питания по:, пишет sunhome.ru
-мясу и мясопродуктам - на 68%;
-молоку и молокопродуктам - на 61%;
-яйцам - на 88%;
-рыбе и рыбопродуктам - на 56%.
Столь печальную ситуацию в министрестве объясняют не низким уровнем жизни и доходов граждан, а недостаточным развитием инфраструктуры в стране. Минпромторг считает, что российская торговая инфраструктура (собственно магазины, склады и хранилища, а также дороги) значительно отстает от зарубежной. Так, нехватка дорог не позволяет доставлять продукты питания в регионы в достаточном объеме и «создает угрозу дефицита и приводит к росту цен на отдельные группы товаров», говорится в концепции развития торговли.
«Исторически сложилось, что преобладающей тенденцией стало размещение хранилищ в местах потребления, - отмечается в проекте концепции. - В результате этого ощущается острая нехватка складов и холодильников в местах производства сельскохозяйственного сырья или вылова рыбы». Именно это приводит к снижению объемов производства необходимых продуктов питания, а следовательно, и к сокращению их потребления и значительному отклонению от рациональных норм питания.
Концепция развития торговли предусматривает несколько вариантов решения инфраструктурных проблем. Первый из них - строительство всех объектов на бюджетные средства - наиболее нежелателен для властей. Согласно документу, только на развитие автомобильных дорог требуется более 4 трлн долларов, железнодорожных - около 1 трлн долларов. «Совокупная цифра в два раза превышает ВВП 2008 года», - подсчитали в Минпромторге.
Вариант государственно-частного партнерства, в котором власти участвовали бы в развитии торговой инфраструктуры подведением коммуникаций, также не нравится чиновникам «Торговая отрасль в противовес большинству нуждающихся в поддержке отраслей экономики способна самостоятельно инвестировать в строительство объектов ведения бизнеса», - считают в Минпромторге. К тому же властям не нравится высокая стоимость подведения коммуникаций к новым объектам торговли в размере от 50 тысяч до 150 тысяч долларов в расчете на один объект. Такие затраты, по их мнению, должны нести сами ритейлеры и девелоперы. Помочь бизнесменам государство готово предоставлением отдельных налоговых льгот и кредитов, а также выделением участков под строительство дешевле рынка или бесплатно.
Отметим, что в документе не говорится об устранении основных причин недостаточно потребления - неконтролируемого роста розничных цен на фоне отсутствия нормальной конкурентной среды и непрозрачности ценообразования в рознице.
e-news.com.ua