"Многие будут считать себя вправе упрекнуть меня, указывая, что мои доказательства идут вразрез с авторитетом некоторых мужей, находящихся в великом почете, почти равном их незрелым суждениям; не замечают они, что мои предметы родились из простого и чистого опыта, который есть истинный учитель " – такими словами Леонардо начинал некоторые свои записи.
Именно исключительная наблюдательность в сочетании с пытливым умом позволило флорентинцу подмечать и выделять, то, что было не заметно для других...
«Золотое Сечение»
Конечно, больше всего Леонардо восторгался человеческим телом. Вот как писал Леонардо об этом: «Хотя бы ум человеческий и делал различные изобретения, различными орудиями отвечая одной цели, никогда он не найдет изобретения более прекрасного, более легкого и более верного, чем (изобретения) природы, ибо в ее изобретениях нет ничего недостаточного и ничего лишнего. И не пользуется она противовесами, когда делает способные к движению члены в телах животных, а помещает туда душу... ".
Используя свои знания в области математики и физики, а также работы других выдающихся ученых Леонардо приходит к пониманию гармоничности структуры человеческого тела и приближается к открытию закономерностей его построения – «божественных пропорций». При исследовании он пользуется термином «золотого сечения» (aurea sectio), явление которого изначально открылось древнему ученому Клавдию Птолемею. Птолемей дал это название числу 0,618, убедившись, что рост человека естественно делится именно в таком отношении.
Леонардо развил существующее понимание и сделал еще много описаний и расчетов по параметрам идеального тела и лица. Всем известно изображение человека вписанного в квадрат и круг – «Витрувианский человек». А так как для Леонардо искусство и наука были неразрывно связаны, он использовал пропорции «золотого сечения» и во многих своих произведениях («Тайная вечере», «Джоконда»).
Принципы Леонардо на службе у пластических хирургов
Ориентация на пропорции лица и является ключевым аспектом в пластической хирургии. И по сей день многие пластические хирурги мира опираются на чертежи, созданные Леонардо Да Винчи в XV веке. Например, согласно записям Леонардо Да Винчи, расстояние между глазами равняется длине глаза. Длина глазной щели должна соответствовать расстоянию между внутренними углами глаз и соответствовать примерно одной восьмой высоте головы. Линия, проведенная через внутренний край радужки глаза, очерчивает границу рта. А длина кисти должна соответствовать расстоянию от подбородка до линии волос. Это всего лишь некоторые из закономерностей подмеченных Леонардо.
Пластика черт лица должна осуществляться в случае, если она будет способствовать большей гармоничности. В противном случае хирург может нарушить пропорции, так как определенным типам лица соответствуют конкретные черты. И не все капризы клиента удовлетворяют гармоничному построению и «божественным пропорциям». Поэтому в случае возможной дисгармонии врач должен отказать в выполнении хирургического вмешательства.
Конечно, эти пропорции являются эталоном и их нельзя с точностью применить каждому. Это связанно с индивидуальностью, возрастом, развитием человека и с ассиметричностью. В большинстве случаев, две половины лица не дают зеркального соответствия. Однако «божественные пропорции» дают современным хирургам основу для проектирования и восстановления гармонии внешнего облика каждого конкретного человека.
«…Ведом рукой самого Господа»
Открытие «божественных пропорций» Леонардо Да Винчи, нашедших применение в пластике лица лишь частный случай. Описать все открытия Леонардо, которые были им сделаны в отношении человеческого тела, очень трудоемкий процесс. И по сей день остается загадкой, как флорентинец смог познать столько тайн природы. Быть может наличие его способностей связано с высоким пониманием причинности явлений и всего сущего. Леонардо был истинно верующим человеком. В своих трудах он писал: «... неприкосновенным оставляю священное писание, ибо оно высшая истина». В таком случае высшая мудрость нашла свое воплощение через изобретения, открытия и произведения искусства Леонардо.
Историк Джорджо Вазари, так описывал талант Да Винчи: «Величайшие достоинства, которыми когда-либо обладал человек, как ниспосланные свыше, так и врожденные, - или нет, все же сверхъестественные, чудесным образом соединившиеся в одном человеке: красота, грация, талант - были таковы, что, к чему бы этот человек, столь счастливо одаренный, ни обращался, любое его действие было божественно; он всегда оставлял всех других людей позади, и это воочию доказывало, что он ведом рукой самого Господа ".
В общей сложности учеными обнаружено около семи тысяч рукописей и рисунков, принадлежащих перу Леонардо. Большинство из них обнаружено в прошлом веке, уже после того, как открытия Леонардо были вновь сделаны современными учеными. Поэтому многие из его открытий не принесли практической пользы, именно потому, что были неизвестны и просто чего-то ждали. Может и для некоторых сокровенных тайн, раскрытых Леонардо Да Винчи, еще не подошел момент. Время покажет…
e-news.com.ua