Зачем мы делаем макияж, прическу, маникюр, красим волосы и ногти, тратим деньги на дорогой парфюм? Вопрос этот не так прост, как может показаться. То, что при помощи разных косметических ухищрений женщины подчеркивают природную красоту и скрывают недостатки внешности, конечно, верно. Но относится это, скорее, к самому процессу, чем к его результату. А вот конечная цель действа, по мнению психологов, касается красоты лишь косвенно. И даже желание кому-то понравиться стоит в списке мотиваций далеко не на первом месте.
Девочка созрела
Одной из причин, побуждающих личность женского пола взять в руки косметичку, является возраст. А точнее, желание выглядеть ЖЕНЩИНОЙ. И настойчивое стремление убедить в этом окружающих. Понятно, что оспорить наше право на гордое наименование «женщина» можно только в самые юные и самые пожилые годы. Поэтому возрастной аспект макияжа в основном касается девочек и бабушек.
Помню свое знакомство с миром косметики. Произошло это лет в двенадцать. Мы с подружками первый раз пошли на «взрослую» дискотеку. Не на какой-то там «огонек» в школе, а в настоящий клуб. Выглядеть надо было соответственно. Мы объединили содержимое маминых косметичек (в отсутствие мам, разумеется) и совместными усилиями навели «боевой раскрас». Выглядело это, как я теперь представляю, устрашающе, но тогда мы казались себе роскошными барышнями «как в журналах», а главное — ВЗРОСЛЫМИ. Конечно, смотрелись мы, скорее, смешно, чем привлекательно. Ведь наши детские глазки, щечки и губки и так были свежими и не нуждались ни в каком «украшении». Но мы не ставили цель стать красивее, мы просто хотели, чтобы нас воспринимали не как «сопливых девчонок». Уверена, что эта же мотивация побуждает и будет побуждать юных барышень накладывать килограммы косметики на свою нежную кожу.
Другая крайность, но тоже понятная и простительная, — так называемый зрелый возраст (иногда очень зрелый). Женщина, которая всю жизнь привыкла следить за собой, хорошо выглядеть, вызывать восхищение (или хотя бы уважение) окружающих, не может смириться с тем, что превращается в «старуху». И это правильно. На подсознательном уровне, вопреки очевидному физическому несоответствию, она дает сигнал: «Воспринимайте меня женщиной». Так же, как и девочка-школьница, она обозначает свою женскую суть при помощи макияжа, прически, маникюра, украшений... В одной книге по этикету я прочла такую историю. Очень пожилая француженка, уже плохо ходившая и почти слепая, каждый месяц ездила в институт красоты. «В моем возрасте следить за собой — это долг вежливости по отношению к окружающим», — говорила она. И действительно, настоящая леди никогда не допустит, чтобы ее вид вызвал у других брезгливость или жалость. Макияж для пожилых женщин не только приемлем, но порой необходим - искусно выполненный, он придает дамам солидности и шика.
Правила приличий
В рамках современной городской культуры макияж — это непременная составляющая имиджа деловой женщины. Дама, наводящая перед работой «марафет», вовсе не собирается потрясти сослуживцев своей неземной красотой, кого-то пленить или соблазнить. Просто явиться в офис ненакрашенной то же самое, что придти в халате и в тапочках. Отсутствие косметики, прически и маникюра будет свидетельствовать о ее несобранности, неряшливости и плохих деловых качествах. «Как она может следить за работой, если не может следить даже за собой?» Поэтому большинство из нас «надевают» макияж, как костюм. «Так положено».
Кстати, косметика, наряду с одеждой, свидетельствует о социальном статусе «носительницы» и об уровне ее амбиций. Очевидно, что женщина-начальник не может выглядеть так же, как ее секретарша. Школьная учительница, если она в своем уме, не накрасится, как продавщица модного бутика. Женщина творческой профессии обозначит свою креативность экстравагантным макияжем и прической. А финансовый работник, скорее всего, проявит сдержанность. В общем, мы не просто красим глаза и рисуем губы, мы с помощью этих средств рассказываем окружающим, кто мы есть и на что претендуем.
Любой специалист по кадрам скажет, что если вы, занимая скромную должность, выглядите так, будто уже получили повышение, — вы его явно добиваетесь и, скорее всего, добьетесь. Делая модный макияж и прическу, используя дорогую косметику, женщина как бы говорит: «Я здесь не на своем месте, я стою большего».
Make-up терапия
Немногие задумываются о том, что, наводя красоту, мы занимаемся еще и самой настоящей психотерапией. Например, ежедневный make-up выполняет как минимум две функции: мы настраиваемся на рабочий лад и создаем себе чувство защищенности. Хороший привычный макияж — это некая «броня», которая не позволяет окружающим слишком близко к нам подступиться, вторгнуться в интимное пространство. Наверняка вам известно ощущение обнаженности и беззащитности без косметики. Я знаю женщин, которые ненакрашенные не выйдут даже помойное ведро выносить. И совсем не потому, что «страшные», — все они милые симпатичные барышни. Одна мне как-то сказала, что ей проще выйти на улицу голой, чем без слоя тонального крема и пудры. Хотя это уже свидетельствует о психологических проблемах: неуверенность в себе, сильная уязвимость...
А вот резкая смена привычной «технологии» макияжа способна существенно поднять настроение, вывести из депрессии и даже повлиять на характер. Застенчивая барышня, ярко накрасившись, вдруг становится смелее и раскрепощеннее. Агрессивная — «добреет» от нежных тонов. Не говоря уже о том, что, взглянув на себя в несколько ином «оформлении», вы можете обнаружить, что до сих пор не подозревали, какая вы на самом деле. Поэтому экспериментировать с макияжем можно и нужно. К тому же это очень полезно. Доказано, что время, проведенное перед зеркалом в окружении тюбиков и баночек с косметикой, — это профилактика неврозов и даже болезней, никакого отношения к психологии и косметологии не имеющих.
Интересный опыт был проведен в одной из английских клиник. Группе тяжело больных женщин предложили поучаствовать в косметическом семинаре. К ним приехали косметологи и визажисты с целой коллекцией разнообразной косметики и начали работать над внешним видом пациенток. Что удивительно: настроение больных, которые раньше говорили только о своих недугах, совершенно не ухаживали за собой, кардинально переменилось. Обсуждения в группе переключились на темы красоты и моды, психологическое состояние участниц значительно улучшилось. Женщины, видя свое привлекательное отражение в зеркале, вновь почувствовали вкус к жизни. А главное, многие быстро пошли на поправку. Такова сила красоты.
Страшная сила
Еще одна функция макияжа — привлекать внимание. Когда мы наносим тушь и тени, то как бы предлагаем посмотреть на наши глаза, когда подводим и красим губы, делаем акцент на них. Хотим мы этого или нет. В принципе макияж и призван максимально подчеркнуть нашу индивидуальность, помочь внешне выразить внутреннюю сущность, выделиться из толпы.
Но существует определенный тип женщин, которым из толпы выделиться мало. Им необходимо, чтобы вся эта толпа только на них и смотрела. Без пристальных взглядов окружающих они просто не могут жить. В идеале эти взгляды, конечно, должны быть восхищенными. Но если не получается, то пусть будут заинтересованные или хоть какие-нибудь. Специалисты называют подобный психотип демонстративным. Именно таким «актрисам по жизни» принадлежит авторство макияжа, известного в народе как «последний шанс». Драматическая подводка, несколько слоев туши, губы в пол-лица... Обычно степень его карикатурности обратно пропорциональна культурному уровню дамы. Чем ниже образование и вкус, тем «круче». Подсознательная установка здесь такая: «Если вы еще не поняли, какая я красавица, я вам сейчас это нарисую».
Когда мужчины говорят, что не любят накрашенных женщин, то имеют в виду этот вариант.
Это любовь
Ну и, конечно, мы более тщательно за собой следим, дольше и старательнее делаем макияж, когда хотим кому-то понравиться. Наиболее циничные представительницы феминизма возводят эту взаимосвязь к временам рабской зависимости женщин от мужчин. Чтобы понравиться господину, чтобы он сильнее любил и лучше обращался, нужно быть молодой и красивой. Чем привлекательнее рабыня, тем она дороже, и в прямом и в переносном смысле. Вот и старались наши прапрабабки поднять свою стоимость всеми способами, в том числе и косметическими. Даже целую науку разработали, теперь это «визаж» называется.
Не скажу, что эта гипотеза построена на пустом месте, но мне она как-то душу не греет. Особенно если учесть, что царицы тоже красились. Они-то кому цену набивали? А вообще желание украшаться, нравиться самой себе, окружающим и ЕМУ, ненаглядному, по-моему, присуще женщине по самой ее природе. Тем более влюбленной женщине. Когда она смотрит на себя как бы глазами своего возлюбленного. Расчесывая и завивая волосы, думает, как он будет прикасаться к ее локонам. Делая макияж глаз, — достаточно ли они глубоки и выразительны, чтобы передать все ее чувства. Накрашивая губы, — захочется ли ему их поцеловать... Когда все другие женщины становятся соперницами и надо быть лучшей, чтобы ОН ни на кого даже не смотрел.
e-news.com.ua