Лондонская полиция отвергла обвинения в том, что когда молодые люди грабили магазины и поджигали дома в Тоттенхэме, полицейские наблюдали за этим, ничего не предпринимая. А могли ли полицейские что-либо сделать в этой ситуации?
Когда толпа из 300 человек собралась у местного полицейского участка в Тоттенхэме, чтобы выяснить, как идет расследование гибели 29-летнего Марка Даггана, застреленного полицейским 4 августа, мало кто мог представить, что ночью этот район захлестнут насилие и вандализм.
Однако в ночь на субботу случилось именно это: облако дыма от горящих домов и машин окутало весь район, начались грабежи. В воскресенье беспорядки перекинулись не только на другие районы столицы, а позже и на другие города.
«Я видел огромное количество людей, бегущих по моей улице с телевизорами, компьютерами и лэптопами. Вся улица была завалена пустыми коробками из-под электроники», — рассказал житель Тоттенхэма, которого мы назовем Асиф.
«Грабители были повсюду, но при этом я не видел вокруг ни одной полицейской машины», — рассказал другой житель района, «Мэтт». По его словам, полицейские практически никак не реагировали на нападающих на них молодых людей.
Лидер британской националистической партии UKIP Найджел Фарадж написал в своем микроблоге Twitter: «Честно говоря, был удивлен лицезреть, что полиция никак не реагирует на грабеж. Это не протест, это откровенное воровство».
Другие парламентарии, в том числе депутат от района Хакни Дайан Аббот, где тоже были подожжены дома и ограблены магазины, выразили свое удивление и непонимание того, что полиция позволила хулиганам безнаказанно грабить на протяжении нескольких часов.
Есть ли у полиции тактика?
Между тем, замглавы Скотланд-Ярда Стив Кавана выступил в защиту действий его подчиненных, сказав, что насилие распространилось «с невероятной скоростью». Он добавил, что у полиции есть продуманный план действий, но отказался обсуждать его детали.
Как же должна полиция реагировать на беспорядки и как справиться с их последствиями?
Специалист по общественной безопасности Питер Уоддингтон считает, что полиция действовала сбалансированно. Он говорит, что главная проблема для полицейских в таких ситуациях — это решить, что делать с хулиганами: сдерживать их или начать активный разгон.
«Если зачинщики беспорядков продолжат крушить здания, то лучше, если полиция не будет им активно препятствовать, потому что в противном случае, если начать их рассеивать, то грабители могут переместиться в другие районы и учинить там беспорядки», — сказал профессор Уоддингтон из университета Вулверхэмптона.
Бывший глава Скотланд-Ярда Рой Рэмм считает, что полиция просто не ожидала, что беспорядки так быстро перекинутся на другие районы Лондона, и поэтому не успела вовремя вывести на улицы адекватное количество стражей порядка.
Он сказал, что полицейские сами разочарованы, что не смогли сделать большего. «Для молодого полицейского стоять и смотреть, как люди крушат все на своем пути и выходят из магазинов с полными руками награбленных товаров - это неприятное зрелище, идущее вразрез с их принципами», — сказал Рой Рэмм.
Однако профессор Уоддингтон подчеркивает, что в субботу полиция была на правильном пути. «Если бы они стали арестовывать всех подряд - это значит, что на «поле боя» никого бы не осталось. Чтобы поймать одного сопротивляющегося человека, нужны силы двух-трех полицейских», — сказал он.
Такая тактика могла бы привести к еще более удручающим последствиям, считает Уоддингтон и напоминает то, что произошло в Лондоне более 20 лет назад.
В 1985 году в поместье Бродуотер Фарм произошли самые серьезные в новейшей истории выступления против полиции. Кульминацией жестокого цикла насилия с участием полиции и чернокожего населения стало избиение до смерти полицейского Кейта Блейклока.
Блейклок был среди команды полицейских, пытавшихся защитить пожарных. Но внимание полицейских было отвлечено на другие инциденты, вспыхнувшие в районе. В результате Блейклоку и его коллегам пришлось отражать нападение хулиганов, но перевес сил был явно не в пользу полицейских.
В любой ситуации, говорит профессор Уоддингтон, полиция должна еще думать и о безопасности невинных прохожих. При этом он отмечает, что в экстремальных ситуациях не так-то просто отличить невинных прохожих от злоумышленников.
Мир важнее закона
После произошедших в 1981 году беспорядков в лондонском Брикстоне было проведено расследование обстоятельств случившегося под руководством старшего судьи лорда Скармэна.
Профессор Уоддингтон считает, что выводы того расследования актуальны и по сей день «Лорд Скармэн заявил, что если полиция стоит перед дилеммой: сохранять мир или обеспечивать соблюдение закона, то выбор должен пасть на поддержание мира», — говорит эксперт.
«Надо также отметить, что когда полицейский при вступлении в должность дает клятву, он не берет на себя обязанность стоять на страже закона», — продолжает Уоддингтон.
«Все законы, наделяющие полицейских властью, гласят, что констебль может — не обязан или должен — а может приводить закон в действие, что означает, что он, прежде всего, должен руководствоваться здравым смыслом, который должен у него присутствовать в любых экстремальных ситуациях», — резюмирует профессор Уоддингтон.
По материалам: BFM.ru
Инф. delo.ua
e-news.com.ua