Правительство, согласившись провести расследование против импорта нефтепродуктов, попало в расставленную нефтезаводами ловушку. А захлопнет ее введение пошлин на ввоз бензина и дизеля.
Следствие ведут или уводят
Специальное расследование стартовало 29 января. Буквально за день до этого премьер-министр Николай Азаров заявил, что по вопросу пошлин у правительства нет окончательной позиции. По данным источников в Кабмине, НПЗ и поддерживающее их Минэнергоугля натолкнулись на серьезную оппозицию в лице Минфина и Минэкономразвития, которым не нужны торговые войны с ключевыми партнерами.
Понять чиновников можно. За последнюю неделю декабря 2010 г. только в российско-украинской торговле сняты ограничения на сумму свыше 120 млн долл. РФ согласилась увеличить беспошлинный ввоз украинских труб с 260 тыс. до 300 тыс. т в 2011 г. В январе 2011 г. Беларусь взяла обязательства по загрузке на два года простаивающего нефтепровода "Одесса-Броды". На этом фоне введение пошлин Украиной выглядело бы недружественным актом. Специальное расследование противоречит и духу переговоров о создании зоны свободной торговли в рамках СНГ и ЕС.
В такой реакции отчасти виноваты и сами нефтепереработчики, так как их позиция уж больно напоминает манипуляцию. На словах они клянут в своих бедах импорт из стран Таможенного союза (Россия, Беларусь, Казахстан), но "на бумаге" добиваются ввода пошлин на все направления, в том числе и на поставки из стран ЕС. За два месяца дебатов данную нестыковку так никто и не объяснил. Как до сих непонятно и то, кто и как рассчитал размер предлагаемых пошлин – 130 евро/т на бензин и 80 евро/т на ДТ?
Директор дочернего предприятия ЗАО „Белорусская нефтяная компания“ в Украине Николай Василевич не согласен с тезисом о наличии дешевого сырья у заводов Белоруссии. "Ценообразование идет по мировым котировкам. Нефть поступает из трех источников: Венесуэлы, Азербайджана, России", - напомнил он. По его словам, "аргументация, которую приводят операторы украинского рынка, не обоснована". "Из Белоруссии в Украину идут, в основном, бензины и дизель стандарта Евро-5, которые украинские заводы пока не выпускают", - пояснил он. Василевич уверен, что межведомственная комиссия разберется в проблеме и сделает правильные выводы.
Похоже, этого-то и опасаются НПЗ. Видимо, поэтому они решили заручиться поддержкой президента. В понедельник, 31 января, из администрации главы государства произошла "утечка" информации в СМИ о планах ТНК-ВР остановить Лисичанский НПЗ из-за убытков.
По мнению начальника аналитического департамент инвестиционной компании BG Capital Владимира Нестеренко, последствия закрытия такого крупного завода могут быть серьезными для рынка. «Но тут нужно понимать, что остановка завода - это очень крайняя мера, ведь снова запустить его будет сложно и дорого, так что эти заявления скорее выглядят как попытка дополнительно мотивировать власть защитить интересы местных производителей», - сказал он.
Президент Ассоциации "Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины" Леонид Косянчук считает, что "давление со стороны НПЗ призвано обеспечить введение пошлин с целью увеличения отпускных цен на их продукцию". Он утверждает: лисичанские объемы будут быстро замещены импортными поставками, ведь система обеспечения Украины нефтепродуктами сегодня крайне диверсифицирована.
Зри в корень
Советник премьер-министра Александр Болкисев уверен, что основная проблема для НПЗ заключается не в импорте нефтепродуктов, а в их контрабанде. По его мнению, нефтезаводы в РФ, Белоруссии, Казахстане выигрывают не за счет дешевой нефти. "Все они уже провели модернизацию, у них глубина переработки больше, у нас же технология старая", - пояснил он.
Слова специалиста подтверждают и цифры. За 10 лет самые большие средства на модернизацию украинского нефтезавода потратила ТНК-ВР - 500 млн долл. Тогда как объем вложений в НПЗ "Мажейкю нафта" в Литве или в Мозыре (Белоруссии) за этот же период превысил 1 млрд долл в каждый.
Болкисев считает, что пошлина нужна не всем украинским предприятиям. По его мнению, увеличить загрузку сможет только Лисичанский НПЗ. "Лукойл" сам импортом занимается, им пошлина не выгодна, так как снизит загрузку уже модернизированных предприятий, с которых идут поставки в Украину. В Кременчуге загрузки больше не будет. По западноукраинским НПЗ нужно еще решить вопрос ресурса", - сказал он.
В.Нестеренко полагает, что «желание операторов рынка ввести импортные пошлины является не совсем правильным выбором средства для достижения своей цели - выравнивания конкурентной среды». «Вопрос не в засилье импорта, а в деятельности местного оператора, импортирующего нефтепродукты без НДС», - сказал он. Как известно, такие услуги оказывала компания «Ливела».
Бензиновый ценизм
Нефтепереработчики неохотно говорят о ценовых последствия введения пошлин. В.Нестеренко уверен, что подорожания не избежать. "Когда распродадут остатки, цены все равно повысятся, если, конечно, не упадет цена на нефть", - сказал он.
Эксперт НТЦ "Психея" Геннадий Рябцев считает, что украинские НПЗ "не смогут удовлетворить спрос ни по количеству, ни по качеству продукта". В условиях нехватки украинского топлива его цена будет стремиться к импортной. В итоге товар подорожает примерно на размер пошлин, т.е. на 1,3 грн на литре бензина и 80 коп на литре дизеля.
"Если уже сегодня мы видим откровенный шантаж со стороны владельцев НПЗ, то после введения пошлин на импорт и возврата к рыночной диктатуре НПЗ правительству придется снова ходить на поклон к владельцам заводов каждую посевную и уборочную", – говорит Леонид Косянчук.
Кстати, о посевной. Если НПЗ еще поднажмут (а может поднесут?), пошлины могут ввести через 45 дней после начала расследования. Т.е. новые цены на дизель украинские аграрии получат как раз под посевную. Вряд ли обрадуются новым расценкам на бензин и граждане на автомобилях, а их "безлошадные" соотечественники – новым ценниками в продовольственных магазинах и на рынках. На этом фоне вполне логичным видится "мудрое" решение президента о смене правительства.
Инф. delo.ua
e-news.com.ua