Операторам мобильной связи запретили устанавливать нулевую стоимость на услуги и использовать эту информацию в рекламе. В Нацкомиссии по вопросам регулирования связи (НКРС) считают, что подобные маркетинговые ходы операторов вводят абонентов в заблуждение и нарушают закон, пишет газета "Коммерсантъ-Украина".
Вчера НКРС ввела запрет на услуги, которые операторы позиционируют как бесплатные. В компаниях действия комиссии называют вмешательством в тарифную политику. Но если решение НКРС все же вступит в силу, на рынке будут установлены более прозрачные правила тарификации, считают эксперты.
"Нулевых тарифов нет и быть не может, – заявила член Национальной комиссии по вопросам регулирования связи Людмила Артюшенко. – В законе "О телекоммуникациях" сказано, что тарифы не могут быть ниже себестоимости. Это очевидный демпинг". НКРС дала операторам время пересмотреть тарифную политику и рекламные кампании – до 1 сентября. Если требования не будут выполнены, в комиссии обещают обратиться в Антимонопольный комитет.
Анализ тарифов был проведен по обращению "Киевстара", рассказали в НКРС. Члены комиссии и аналитики отмечают, что нулевые тарифы наиболее активно используют МТС и "Астелит". "Астелит" первым запустил подобное предложение, – сообщает аналитик iKS Consulting Мыкола Олиярнык. – В значительной степени именно эта стратегия позволила им завоевать рыночную долю". По данным iKS Consulting, в этом году только "Астелит" продолжает наращивать абонентскую базу – 38 тыс. новых абонентов в апреле и 55 тыс. – в мае. Для сравнения: у "Киевстара" отток в апреле составил более 200 тыс. абонентов, в мае – 120 тыс.
В "Астелите" и "МТС-Украина" действия НКРС называют незаконными. "Нормы законодательства не предусматривают полномочий регулятора запрещать использование определенных тарифов мобильных операторов, – утверждает директор по маркетингу "МТС-Украина" Василий Лацанич. – Вопросы ценообразования относятся к сфере компетенции участников рынка". Начальник отдела связей с общественностью "Астелита" Надежда Лубнина считает, что нулевые внутрисетевые тарифы не являются демпингом: "Чтобы воспользоваться условиями нулевого внутрисетевого тарифа, абонентам необходимо выполнять ряд условий – например, ежемесячно пополнять счет на 25 грн".
В "Киевстаре" возражают против того, что решение НКРС повышает ответственность участников рынка за маркетинговые действия. "А то в рекламе предлагают одно, а предоставляют другое", – говорит президент "Киевстара" Игорь Литовченко. В компании отмечают, что предлагают нулевой тариф только в одном из пакетов Djuice. "Это предложение нам придется поменять, но я не расстроен", – подчеркивает Игорь Литовченко. "Решение НКРС означает начало нормальной конкуренции с мобильными операторами", – уверен директор филиала объединенных продаж "Укртелекома" Игорь Сиротенко.
К появлению нулевых тарифов на рынке привели заградительные ставки интерконнекта, с их помощью крупнейшие операторы "заворачивают" трафик внутрь своей сети, полагает гендиректор "Украинских радиосистем" (ТМ Beeline) Александр Баринов. Теперь компании лишатся одного из ключевых инструментов влияния на абонентов, говорит вице-президент ИК Dragon Capital Максим Нефьодов: "Рынок станет более цивилизованным, а абонентам будет проще разобраться в тарифах". Он прогнозирует, что теперь операторы будут устанавливать высокую цену первой минуты разговора, стимулируя абонентов говорить дольше – так поступили некоторые российские компании. Впрочем, аналитик GfK Ukraine Глеб Вышлинский не исключает, что операторы попробуют обойти запрет НКРС. "Коммуникация нулевых тарифов чрезвычайно важна для МТС и "Астелита". Ноль намного привлекательнее, чем 3 или 5 копеек, он дает ощущение бесплатности", – отмечает он.
Инф. mignews.com.ua
e-news.com.ua