В условиях финансового кризиса наиболее потерпевшим странам становится все сложнее привлечь иностранные заимствования для стабилизации экономик. По мнению экспертов, в мире процветает финансовый протекционизм, все меньше и меньше государств готовы ссужать свой капитал и помогать нуждающимся странам. К сожалению, именно к нуждающимся относится и Украина.
На днях Премьер Юлия Тимошенко сообщила, что правительство ведет переговоры с рядом стран о выделении Украине средств для покрытия дефицита Госбюджета, стабилизации финансового сектора, а также помощи реальной экономике. "Мы сейчас ведем переговоры с шестью странами мощными, которые имеют абсолютную финансовую стабильность, потому что в банках сегодня финансировать плановые дефициты невозможно вследствие мирового кризиса, поэтому ведем дискуссии со странами. Из шести стран, с которыми мы ведем дискуссии, две страны согласились на этот шаг, и Украина сможет профинансировать плановый, я подчеркиваю - плановый дефицит бюджета", - заявила Ю.Тимошенко. При этом глава правительства не уточнила, с какими странами ведутся переговоры, но пообещала, что стабилизационный фонд будет.
"Все эти поиски естественны для государства, которое находится в кризисе. Как будут использоваться эти кредиты? Это будет зависеть от многих обстоятельств. В любом случае, если кредиты предоставлены - это дает нам некую "подушку безопасности", а на то у нас и демократия, чтобы следить за эффективным использованием таких средств", - полагает президент Центра экономического развития Александр Пасхавер.
По словам эксперта, объемы таких кредитов устанавливается в рамках процедуры Верховной Рады, объем кредитов, который позволяет правительству действовать так, как это происходит во всем мире. "Являются ли они опасными для Украины? Конечно, лучше жить без кредитов, но пока, если сравнить с другими странами мира, уровень государственного долга Украины невелик, поэтому естественно, что в период кризиса правительство пытается разными способами обеспечить дееспособность государства, в частности, в бюджетной политике", - отметил А.Пасхавер.
Согласен с таким мнением и экономист Международного центра перспективных исследований Александр Желудь. По его словам, у страны сегодня проблема - источников финансирования бюджета не так уже и много. "Обычно финансирование бюджета осуществляется за счет внутренних и внешних заимствований или приватизации. Внутренние заимствования, в основном из частного сектора, сейчас привлечь очень тяжело, также и от приватизации в данной ситуации не стоит ждать невозможного, навряд ли она сможет обеспечить запланированные средства. В этом случае внешнее финансирование для Украины является очень интересным и актуальным", - считает А.Желудь.
Генеральный директор КУА "Инэко-Инвест" Олег Морква отмечает, что сейчас от политики торгового протекционизма постепенно мир начинает переходить к политике финансового протекционизма, т.е. все меньше и меньше стран готовы ссужать свой капитал и помогать государствам, испытывающим финансовые трудности. "Поэтому если Украине кто-то сможет предоставить необходимые для дальнейшего устойчивого развития страны кредиты, и если эти кредиты не будут затрагивать ее безопасность, суверенитет, другие национальные интересы, при этом будут достаточно дешевыми, то я не вижу ничего особенно страшного, чтобы принять такую финансовую помощью ", - полагает эксперт.
О.Морква подчеркивает, что у Украины большая проблема с прозрачностью использования внешних заимствований. "У нас, к сожалению, непрозрачная схема, как расходования государственных средств, так и государственный и общественный мониторинг их дальнейшего эффективного использования. В свою очередь отсутствие полной и достоверной информации о том, куда тратятся государственные деньги, в каких объемах, и какие в итоге получены экономические и финансовые результаты от их использования, в основном и вызывают недоверия украинской общественности к властям, причем всех уровней", - отмечает эксперт. Поэтому, продолжает О.Морква, украинским властям необходимо научиться бережно и рационально расходовать привлеченные ресурсы, и направлять их в первую очередь, в те проекты, которые смогут в ближайшем будущем дать позитивную отдачу от их использования. Только в таком случае правительство сможет справиться с кризисом, будет своевременно рассчитываться по государственным долгам, а Украина не станет банкротом, объявив дефолт по своим обязательствам. Также важно, чтобы полученные кредитные средства расходовались максимально публично и открыто, чтобы в украинском обществе не было такого негативного резонанса, какой присутствует в настоящее время. "Нужно чтобы те деньги, которые государство берет в качестве кредитов, направлялись в экономику, прежде всего в перспективное производство, что позволяло бы со временем вернуть инвестированные государством средства с прибылью. Только тогда мы сможем и наполнять госбюджет и выплачивать проценты по государственным долгам. Если же привлеченные кредиты будут расходоваться просто для закрытия бюджетных "дыр", то в итоге мы придем к тому, что долговая нагрузка на государство станет чрезмерной, а экономика страны, находящаяся в состоянии упадка, не позволит покрывать даже текущие потребности бюджетной сферы, не говоря о том, чтобы отдавать свои долги ", - считает эксперт.
На вопрос, какие из стран могут помочь Украине с заимствованиями, эксперты также были единогласны. По их мнению, Украине могут помочь те страны, у которых достаточно государственных золотовалютных ресурсов, и не исключено, что среди них будет и Россия. "Россия дает кредиты многим странам, естественно она выбирает, кому давать кредиты. Она дает кредиты тем, на которого рассчитывает в определенных обстоятельствах… политических условии здесь не должно быть, а если там какие-то тайные договоренности, то они всегда плохие", - считает А.Пасхавер.
А.Желудь отмечает, что в сложившихся в мире условиях тяжело сказать, какие страны сейчас могут перейти на кредитование для Украины. "Если оно и будет, то будет вскидываться скорее на политический жест, чем на экономический. По его словам, даже не важно, какая страна предоставит кредит, главное чтобы были приемлемые условия.
Напомним, что не так давно МВФ одобрил предоставление Украине кредита по программе "stand-by" на сумму $16,4 млрд. сроком на 2 года. Первые $4,5 млрд. уже были использованы для стабилизации финансового и валютного рынка. Уже на сегодняшний день МВФ констатирует серьезные проблемы в украинской экономике. Так, директор Департамента МВФ Марек Белка во время встречи с Президентом Украины Виктором Ющенко назвал не совсем обычной практикой, когда в миссию МВФ, которая работает в конкретной стране, прибывает директор департамента фонда. По его словам, это необходимо воспринимать как очевидный признак того, что "мы обеспокоены серьезными проблемами в украинской экономике". В связи с этим эксперты утверждают, что Украина может не получить второй транш кредита.
К слову: По данным Минфина, государственный долг Украины по состоянию на 31 декабря 2008 года составляет $16,4 млрд. (126,8 млрд.грн). При этом внутренний долг составляет $5,3 млрд. (40,8 млрд.грн), внешний - $11,2 млрд. (86 млрд.грн). Гарантированный долг государства на 31 декабря 2008 года составляет $7,6 млрд. (58,8 млрд.грн). В том числе внутренний долг - $259,8 млн. (2,9 млрд.грн), внешний - $7,3 млрд. (56,8 млрд.грн).
Юрий ТАРАСОВСКИЙ
Инф. liga.net
e-news.com.ua