Сегодня в Украине насчитывается 52 миллиона пользователей мобильной связи. По количеству абонентов, согласно отчету Merrill Lynch, по результатам второго квартала Украина находится на 14 месте в мире. Конечно, этот показатель в большей степени привязан к численности населения, поэтому лидирует здесь Китай с полмиллиардом абонентов. Но зато Индия - лишь на третьем (182 млн.), Россия – на четвертом (160 млн.). А на втором месте находятся США (243 млн.), по причине технологичной «продвинутости».
Та же картина и с проникновением мобильной связи, т.е. соотношением количества абонентов к численности населения. Вроде есть чем гордиться: более 112% жителей пользуются связью. Но главными проблемами для операторов продолжает оставаться значительный отток абонентов – 4,1%. Все больше клиентов уходит от своих операторов и переходит к другим, показатель текучести абонентской базы является одним из самых высоких в мире. Поэтому чистый прирост абонентов упал практически до нуля.
Аналитики отмечали, что летом у крупнейших операторов сотового рынка закончился период отсева неактивных пользователей. С другой стороны, бытует мнение, что украинские абоненты уже пресытились разнообразными предложениями операторов, вследствие чего упали подключения.
Если проанализировать реальные показатели численности абонентов, то получим весьма пеструю картину. Так, согласно исследования Центра социальной экспертизы, 58% населения пользуются одной SIM-картой, 7% - двумя SIM-картами, а еще около 2% - и вовсе тремя. В то же время 33% до сих пор вовсе обходятся без мобильной связи. Путем нехитрых подсчетов можно получить, что 36% SIM-карт в Украине являются неактивными, то есть практически не используются. Вопрос - почему? Потому что идет бесплатная раздача стартовых пакетов вместе с журналами, возле метро, в супермаркетах. После этого абонент использует такую «шаровую» карту, а затем просто выбрасывает ее. Таким образом, в настоящее время в Украине активировано 52 млн. SIM-карточек, но 36% из них не используются и не приносят какой-либо прибыли своим операторам.
В Украине для активации SIM-карты не требуется предоставлять какого-либо документа, удостоверяющего личность или оплачивать какой-либо налог, в результате раздавать бесплатно стартовые пакеты – самый легкий метод для любого оператора увеличить количество своих абонентов.
Несмотря на это, сравнение нашего рынка с другими показывает, что Украина имеет большой потенциал для дальнейшего роста проникновения мобильной связи. По оценкам Informa, реальное проникновение в Украине к 2011 году достигнет 148%.
Согласно исследованию Центра социальной экспертизы, потенциал новых подключений находится в сельской местности и небольших городах. Так, в селах Украины проникновение мобильной связи составляет 58%, а в городах с населением менее 500 тысяч человек - 68%. В то время как в городах с населением более 500 тысяч человек - 79%. Согласно анализу полученных результатов, проведенным компанией "Астелит", в крупных городах еще находятся всего 2 млн. потенциальных клиентов, в то время как в сельской местности и городках – аж 13,5 млн. человек.
Также операторы должны, по мнению экспертов, обратить свой взор на школьников и пенсионеров. Согласно исследованию Центра, самый высокий показатель проникновения в возрасте от 18 до 24 лет – 96%. От 25 до 34 лет – 94%, но чем старше, этот показатель снижается. В возрасте старше 65 лет – 33%. Но удивительно, что абонентами являются даже 3% маленьких детей в возрасте до 6 лет. Операторы начинают ориентироваться на возраст от 7 до 14 лет, где сейчас проникновение составляет 57%. Таким образом, среди детей, в том числе и младенцев, операторы видят 4,4 млн. потенциальных абонентов, а среди старшей возрастной категории – аж 9,5 млн. пользователей. Так что вполне возможно, что скоро младенцы будут набирать SMS до того, как научатся разговаривать.
Герман Богапов