Для специалистов, находившихся на борту российской атомной подводной лодки «Дмитрий Донской» это была деликатная миссия. 24 декабря прошлого года гордость российского Северного морского флота покинула свой порт приписки Северодвинск, чтобы в открытом море произвести запуск ракеты. «Дмитрий Донской» должен был выстрелить межконтинентальной ракетой «Булава» – испытание, значение которого трудно переоценить. Ведь «Булава» и ее сестра, ракета «Тополь-М», как утверждали президент Владимир Путин и министр обороны Сергей Иванов, могут миновать систему противоракетной обороны США – что в глазах Кремля до некоторой степени означает ядерный паритет с Вашингтоном и возвращение традиционного статуса сверхдержавы.
Однако испытания «Булавы» проведенные в начале сентября и 25 октября 2006 года, закончились неудачей. Так же, как и испытания на «Дмитрии Донском», сообщила газета «Коммерсант». В отличие от «Булавы», запуск ракеты «Тополь-М» оказался успешным. Размещаемая как в ракетных шахтах, так и на мобильных грузовых платформах, эта ракета, оснащенная ядерными боеголовками, способна уклоняться от встречных объектов и сохранять способность к полету даже в случае близкого ядерного взрыва. Она оснащена системами защиты от ракетного поражения и даже, как утверждается, неуязвима для лазерного оружия. 1 ноября 2005 года Россия провела запуск ракеты «Тополь-М» – по-видимому, успешный – с мобильной грузовой платформы с последующим отделением от ракеты-носителя маневрирующей атомной боеголовки «Игла», траекторию полета которой благодаря ее системе защиты предсказать невозможно.
Но, похоже, что и с «Тополем» дела обстоят не столь уж благополучно. Собственно, уже в 2003 году должно было быть создано до 300 ракет этого типа. На самом же деле их порядка сорока, говорит военный журналист Александр Гольц. После многих лет недостаточного финансирования и непрекращающегося оттока квалифицированных инженеров из бывшего советского военно-промышленного комплекса мощность завода, отвечающего за производство «Тополей», составляет десять ракет в год.
Проблемы, связанные с «Тополем» и «Булавой», потому имеют такое значение, что разработка и финансирование образцовых ядерных ракет, на которые была сделана ставка, должны компенсировать недостаточность у России обычного вооружения, говорится в новом исследовании Ирины Исаковой из Института стратегических исследований армии США. В западных армиях более двух третей всего вооружения и оборудования новые, в российской же армии – всего одна пятая. До 2015 года Россия обновит почти половину своего вооружения, пообещал 7 февраля в парламенте министр обороны Иванов.
Официально за последние годы российская армия сократила свой состав на 200 тыс. человек, однако ее численность все еще составляет порядка 1,1 млн. Но зарплата у военнослужащих мизерная, подготовка зачастую никудышная. В 2006 году на каждые 100 человек призывного возраста годными к службе в армии оказались всего девять. Причины – СПИД, алкоголизм и наркомания – а также повсеместная коррупция в военкоматах, из-за чего здоровые молодые люди вдруг оказываются негодными к военной службе. Кроме того, нельзя не упомянуть преступность в армии и дедовщину – систему, когда старослужащие и офицеры измываются над новобранцами.
Собственно, все эти проблемы можно решить с переходом к профессиональной армии. Но министерство обороны его успешно саботирует, не желая отказываться от послушной призывной армии, говорит эксперт Гольц. Этому способствует также мизерное денежное довольствие солдат-срочников, которое составляет в среднем 6000 рублей. Дефицит хорошо образованных офицеров и повсеместно снижающийся профессионализм выражены настолько, что российская армия рискует превратиться «в банду головорезов», предостерегает американский эксперт Исакова.
Флориан Хассель
Inopressa