Украина практически по всем показателям цивилизованного развития серьезно отстает от своего северного соседа. При этом наибольший разрыв ощущается при сравнении развитости фондовых рынков. Даже оптимисты измеряют опережение Россией нас в этом вопросе на 5 лет. Реалисты же называют более жесткую цифру – 10 лет. В последнее время проблеме цивилизованного функционирования рынка ценных бумаг уделяется пристальное внимание.
Так, 25 ноября был опубликован указ Президента Украины, которым утверждена программа развития фондового рынка до 2010 года. В документе Президент дал большое количество поручений. Органам власти в месячный срок необходимо внести изменения в процессуальное законодательство для разделения компетенции хозяйственных и административных судов и предотвращения безосновательного отказа судей рассматривать апелляционные жалобы.
Уголовный кодекс Украины намерены скорректировать с целью усиления ответственности арбитражных управляющих за невыполнение плана санации предприятий. Кабинету Министров в течение месяца поручили обеспечить регистрацию предприятий по принципу "единого окна" в срок не более 24 часов. Планируется дополнить госпрограмму развития Национальной депозитарной системы мерами по созданию консолидированной биржевой системы.
Не обойден внимание и острейший вопрос - ГКЦБФР в месячный срок должен принять меры по решению проблемы ведения двойных реестров акционеров и обеспечить хранение копий реестров в Национальном депозитарии Украины. Национальному банку поручено в трехмесячный срок подготовить изменения в закон "О банках и банковской деятельности" по созданию банков исключительно в виде открытых акционерных обществ с уставным фондом не менее 5 миллионов евро.
Вчера конструктивно поработала в этом направлении Верховная Рада - за принятие в первом чтении проекта закона N7818 "О ценных бумагах и фондовом рынке" проголосовали 240 депутатов. В пояснительной записке отмечается, что проект закона разработан с целью приведения норм украинского законодательства в соответствие с европейским, а также с положениями Гражданского и Хозяйственного кодексов, вступивших в силу в 2004 году. В проекте закона определяется классификация ценных бумаг, регулируются вопросы возникновения и передачи прав, требования и условия при эмиссии ценных бумаг, регистрации их выпуска.
Кроме того, проект определяет виды и обязательные требования к профессиональной деятельности на фондовом рынке, а также устанавливает единые требования к осуществлению фондовыми биржами деятельности по организации торговли. Проект определяет обязательный объем, сроки и способы раскрытия информации о деятельности акционерных обществ и профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Все это очень хорошо и важно, однако главный вопрос развития фондового рынка сейчас заключается в ином. Конечно же, речь идет о новой редакции законопроекта об «Об акционерных обществах».
Кабмин, надо отдать ему должное, утвердил этот документ и собирается в ближайшее время передать на утверждение парламента. Между тем, можно не спешить. Документ гарантированно провалится. Дело в том, что крупные собственники (а таковых в Раде более чем достаточно) не готовы к нововведениям, которые создают риск потери контроля над принадлежащими им объектами.
Их устраивает нормативный документ 1991 года из 26-ти статей, который, хоть и устарел по всем формальным признакам, но имеет одно преимущество (для крупных собственников, но не для развития фондового рынка) - гарантирует защиту имущества. Ключевой пункт разработанного Кабмином законопроекта касается именно закрытых акционерных обществ. В действующем документе гарантируется тотальный контроль акционеров над всеми операциями купли-продажи акций общества. В частности, если владелец доли хочет избавиться от своих бумаг, он обязан сначала предложить их ЗАО. А оно выкупит пакет акций по цене, которую сочтет нужной.
Это гарантирует не только сохранение контроля над предприятием (более 50% акций), но и предотвращение накопления кем-то из конкурентов хотя бы минимального влияния на процессы. Например, пакета более 25%+1 акция, который позволит блокировать дополнительную эмиссию. Или 40%+1 акции, что не позволяет собирать внеочередное акционерное собрание. Кроме того, ЗАО может фактически не раскрывать информацию о своей деятельности. Вот и получается, что в Украине из примерно 34 тысяч акционерных обществ две трети – ЗАО. Они не публикуют о себе информацию.
Об обязательном раскрытии реестров акционеров можно даже не мечтать.
Как это ни горько признавать, но вряд ли стоит надеться на то, что депутаты поступят по принципу «раньше думай о Родине, а потом о себе». Ведь ни один крупный собственник – владелец контрольного пакета – не настроен на увеличение прав миноритарных акционеров. А об обязанности АО выкупить акции у несогласных с решением большинства миноритариев не может быть и речи.
Как это ни горько признавать, но вряд ли стоит надеться на то, что депутаты поступят по принципу «раньше думай о Родине, а потом о себе». Ведь ни один крупный собственник – владелец контрольного пакета – не настроен на увеличение прав миноритарных акционеров. А об обязанности АО выкупить акции у несогласных с решением большинства миноритариев не может быть и речи.
Об уменьшении кворума для проведения собрания с 60% до 50% - тоже. О введении уголовной ответственности за нарушение прав акционеров даже как-то неудобно говорить. И совсем глупо рассчитывать на добро депутатов на пункт об обязательной выплате миноритариям дивидендов (законопроект предполагает обязательное выделение на эти цели 15% прибыли ЗАО). А ведь после возможного (если, например, следующий парламент одобрит предложения Кабмина) вступления в силу новых кодексов владелец даже одной акции через суд может заблокировать принятие ущемляющих его права решений.
Более того, в случае несогласия миноритарных акционеров в вопросе распределения прибыли или увеличения уставного фонда, крупные акционеры согласно проекту Закона будут обязаны выкупить у них акции по рыночной цене. При этом, стоит сказать, что предлагаемый законопроект мог бы значительно приблизить Украину к цивилизованным странам. Ведь именно закрытость компаний и грубое нарушение прав миноритарных акционеров являются главным препятствием, мешающим отечественным компаниям привлекать иностранный капитал.
Ни в коем случае не рискну ставить под сомнение правильность действий Президента и парламента – и в плане внедрения в жизнь «Концепции развития фондового рынка» и в плане одобрения Закона "О ценных бумагах и фондовом рынке". Но, плясать стоит все-таки «от печки».
Без решения проблемы соблюдения прав мелких акционеров, без информационной открытости акционерных обществ, без публичности и прозрачности их финансовой отчетности фондовый рынок Украины никогда не станет привлекательным для инвестора. И как бы власти не заботились об упрощенной регистрации предприятий или правильной классификации ценных бумаг, без урегулирования вопроса функционирования акционерных обществ наш фондовый рынок будет хронически отставать не только от российского аналога, но и просто не сможет развиваться.
Станислав Королюк, Олигарх.net
e-news.com.ua