Понятие “глобализация”, вне всякого сомнения, наиболее употребляемое и наименее конкретизированное понятие последних лет. Люди могут до хрипоты спорить о вреде, или о пользе глобализации, в сущности, так и не уяснив, что же она собой представляет.
…Как уже было сказано, существует великое множество определений глобализации, но, к сожалению, ни одно из них не может дать исчерпывающий ответ на вопрос: Что же такое глобализация? Например, глобализацией называют укрепление связей между наиболее отдаленными уголками планеты, совместные усилия по решению общих для всего человечества проблем, внедрение общих технологий или, наконец, укрепление межнациональных и межгосударственных связей, так называемый “диалог культур”. В таком контексте антиглобалистские выступления являются, на мой взгляд, абсурдными. И, действительно, разве можно негативно относиться к стремлению человечества общими усилиями, фундаментом которых является взаимоуважение и равноправное партнерство, преодолеть такие глобальные проблемы, как экологический кризис, голод и нищета, угроза ядерной войны и т.д.
…Как уже было сказано, существует великое множество определений глобализации, но, к сожалению, ни одно из них не может дать исчерпывающий ответ на вопрос: Что же такое глобализация? Например, глобализацией называют укрепление связей между наиболее отдаленными уголками планеты, совместные усилия по решению общих для всего человечества проблем, внедрение общих технологий или, наконец, укрепление межнациональных и межгосударственных связей, так называемый “диалог культур”. В таком контексте антиглобалистские выступления являются, на мой взгляд, абсурдными. И, действительно, разве можно негативно относиться к стремлению человечества общими усилиями, фундаментом которых является взаимоуважение и равноправное партнерство, преодолеть такие глобальные проблемы, как экологический кризис, голод и нищета, угроза ядерной войны и т.д.
…Любой здравомыслящий православный христианин не станет отвергать возможность участия Церкви в таких процессах. Лично я, по благословению Священноначалия, принимаю участие в работе ряда христианских международных организаций.
Но, как всегда бывает в жизни, у глобализации есть и обратная сторона “медали”, когда под внешне, казалось бы, благими намерениями, например, под лозунгом за создание единого мирового рынка, установление правового государства и демократии на самом деле скрывается стратегия определенных стран или коалиций, направленная на порабощение менее развитых государств. Впрочем последствия такой стратегии давно известны - все мы хорошо знаем куда ведет “дорога, устланная благими намерениями”.
В этом контексте, отвечая на вопрос: что же такое глобализация в ее сегодняшнем, не особенно вдохновляющем, развитии? – мы можем констатировать: глобализация это – процесс насильственного насаждения, в экономически менее развитых государствах, базовых духовно-нравственных ценностей, экономических и политических стандартов, характерных западным странам, путем искоренения традиционных общественных приоритетов, и применением экономических и политических механизмов давления, с целью установления полного контроля над ними.
Примеров такой констатации тысячи. Зависимость национального бюджета многих стран от влияния МВФ и зарубежных инвесторов нередко лишает правительства этих стран выбора, а порой, и возможности контроля над ситуацией в собственной стране. Человеческий фактор, право и справедливость занимают последнее место в списке правительственных приоритетов, особенно, когда речь идет о западных кредитах. Однако христианское сознание не может согласиться с тем, чтобы большая часть населения Земли стала, так сказать, второстепенной.
В случае сопротивления западным “советам” и рекомендациям, попытки самостоятельного решения внутренних проблем пресекаются порой не только экономическим, но, не редко, и силовым давлением. Когда под благовидным предлогом борьбы с мировым терроризмом, уничтожением оружия массового поражения, или защитой прав национальных меньшинств “воинствующие западные демократии” несут миру либеральные ценности и права человека на крыльях своих бомбардировщиков. В этой связи мне вспомнилась шутка, прозвучавшая на одной российской радиоволне в первые дни войны в Ираке: “Как! – удивляется президент Соединенных Штатов, - у вас еще нет демократии? Тогда мы летим к вам!”. Цинизм этой шутки, на мой взгляд, очень четко иллюстрирует лицемерие западных стран, прячущих свою агрессию под маской демократии и прав человека.
Говоря о глобализации, я хотел бы акцентировать внимание на том, что современный мир не столько глобализируется, сколько американизируется. Вспомнить, хотя бы, фразу бывшего президента США Б.Клинтона, не случайно сказанную на встрече “Большой семерки” в Денвере (1996 год): “Глобализация – это Америка”.
Я не сделаю открытия, если скажу, что характерными особенностями деятельности администрации Б.Клинтона был поиск эффективных механизмов реализации своих национальных интересов как единственного гегемона однополярного мира, а также их практическая апробация.
Достойным преемником этих начинаний стала администрация нынешнего президента США Дж. Буша, умело использовавшая трагические события 11 сентября 2001 года, в качестве прецедента реализации технологий мирового доминирования. На протяжении нескольких недель после этой даты был сформирован механизм использования ресурсов разных стран для решения конкретных задач в рамках единого плана, разработанного руководством США.
При этом ООН оказалась фактически отстраненной от принятия ключевых политических решений, что, в свою очередь, значительно подорвало авторитет этой базовой международной организации, и поставило под вопрос легитимность ее существования. Таким образом, был сделан решающий шаг к окончательному демонтажу ключевых структур ялтинско-потсдамской системы международных отношений, которые сложились после Второй мировой войны.
В условиях сложившегося международного кризиса, заявление Дж. Буша, сделанное в конгрессе 20 сентября в связи с нью-йоркской трагедией, открыло миру лик западной демократии: “Каждой нации в каждом регионе предстоит теперь принять решение. Либо вы с нами, либо вы с террористами. C этого дня любая нация, продолжающая укрывать или поддерживать терроризм, будет рассматриваться Соединенными Штатами как враждебный режим”. Напрашивается вопрос: а как же, в таком случае, права человека, которые вы так ревностно “защищали” в Югославии? Ответ очевиден, и он полностью разбивает все иллюзии, связанные с глобализацией.
Вместе с тем, очевидно, что глобализация – явление закономерное, объективное и неизбежное. Хотим мы этого, или нет, глобализационные процессы разворачиваются в странах Восточной Европы с необратимой скоростью. Сами того не замечая, мы выступаем в роли активных участников этих процессов. Но не стоит забывать о том, что вместе с развитыми технологиями мы принимаем западные стандарты жизни, фундаментом которых является секуляризация, а также связанная с ней вседозволенность, которую западная риторика подменяет идеей свободы.
…Церковь не может оставаться в стороне, и не реагировать на проблемы, волнующие современного человека, в противном случае, альтернативой остается лишь редукция до уровня своеобразных маргинальных групп.
Задача Церкви в условиях глобализационных процессов - соединить восприятие современного мира с вечной правдой Христовой. И потому не стоит поддаваться искушению бежать от социальной, культурной, политической действительности. Мы посланы Христом в этот мир ради его спасения (Ин.17,8). Господь велел нам не бежать от мира, не прятаться от него, но побеждать мир верой нашей (1 Ин. 5,14), идти по всему миру, проповедуя Евангелие (Мк.16,15), быть светом миру и солью земли (Мф.5,13-16).
Более того, в условиях современной глобальной американизации, именно Православие - “последний форпост” славянских народов, позволяющий сохранить национальную самобытность, и не раствориться в бушующем океане глобализации: “…то, что имеете, держите пока приду” (Откр. 2,25).
На мой взгляд, единственным спасением от нависшей над нами угрозы полной потери национальной идентификации может быль лишь создание собственной модели развития, основанной, прежде всего, на традиционном для славянских народов православном миропонимании, ценностях и культуре. Модели открытой для равноправного международного партнерства, принятия зарубежных технологий, и готовой к межнациональному диалогу по решению глобальных проблем современности.
...Если вспомнить историю возникновения зарубежных антиглобалистских движений, то мы увидим, что на Западе именно молодежь впервые во всеуслышание заявила о возможных последствиях глобализации и открыто выступила с акциями протеста, блокируя заседания международных глобалистских форумов.
Этот факт нередко вызывает удивление западных психологов, которые пытаются пояснить столь активное участие молодежи в антиглобалистских движениях обычным пресыщением сытой и скучной западной жизнью: якобы, молодежь ищет смысл в этой жизни, воюя с тем, что так лелеет старшее поколение - культ потребления и технологии.
Бунт антиглобализма сравнивают со студенческой революцией 60-х годов, когда на улицы Парижа, Рима, Нью-Йорка и Западного Берлина выходила бунтующая молодежь. Проводят параллели с поколением хиппи.
На мой взгляд, подобные объяснения - не более чем очередная попытка оправдать глобализацию, объясняя причины возникновения антиглобалистских движений юношеским максимализмом или конфликтом “отцов и детей”.
Думаю, что людям, выступающими с заявлениями о безнравственности, маргинальности и пресыщенности современной молодежи нужно просто почаще с ней общаться. Это не всегда легко – ведь почти каждому человеку, достигшему известного возраста, приходится в процессе такого общения преодолевать сложившиеся стереотипы восприятия и мышления.
…Какие же задачи стоят сегодня перед православной молодежью в условиях тотальной, дикой глобализации и американизации? Прежде всего, это сохранение национальной, культурной и религиозной идентичности путем активной борьбы с разрушающим влиянием западной цивилизации. В отличие от антиглобалистски настроенной молодежи западных стран, выросшей вроде бы в христианских государствах, но воспитывавшейся в условиях либерализма и релятивизации культурных ценностей, православная молодежь имеет уникальную систему ценностей - ценностей вечных, возвещенных нам Господом нашим Иисусом Христом, которые особенно актуальны в православном мировоззрении.
Только истинно христианские ценности могут противостоять столь привлекательным внешне, но губительным и ложным по своей природе, процессам объединения мирового сообщества под сатанинские знамена глобальной американизации.
В этой связи сегодня особенно злободневно звучит наставление святителя Тихона Задонского: “Христиане! Наше житие не что иное есть как брань, и брань противу различных врагов… Каким убо щитом нам от стрел врагов наших защищаться в день лют? Святое Божие слово указует нам на веру во Имя Господне, и всех святых примеры показуют тое; и все истинные христиане в день скорби своея к сему щиту прибегают, и тем защищаются от лица вражия” (Творения, т. 4, стр. 189).
Но памятуя о том, что вера без дел пуста, православная молодежь должна показать пример активного неприятия извращенных форм глобализации. Не лишне в этом деле, на мой взгляд, использовать опыт, наработанный зарубежными антиглобалистскими организациями, в том числе, и нашими православными братьями.
…Следует открыто заявить: мы не против глобализации как таковой, в ее позитивном аспекте. Мы против ее извращенной формы – американизации и ассимиляции. Народы мира – братья, не стоит превращать их в клонированных по американскому образцу близнецов.
…Мы просто обязаны использовать сложившуюся ситуацию в собственных интересах, и создать, на основе столь мощного интегрирующего фактора как православие, альтернативную модель развития, сохраняющую национальные и культурные интересы, и вместе с тем, готовую к межнациональному и межкультурному диалогу и взаимодействию.
В этом и состоит задача Православной Церкви, определенная еще апостолом Павлом как преображение мира благодатью Святого Духа и соединение всего небесного и земного под Единым Главой – Спасителем мира (Еф. 1,10). Ибо только Церковь призвана объединять все народы во имя Христа.
Обращаясь к православной молодежи, представляющей на этом Соборе многообразие славянских народов, я хочу подчеркнуть: наша сила – в единстве. Только вместе, объединившись во имя православия и вооружившись вечной правдой Церкви, мы можем противостоять антихристианской политике сильных мира сего.
Архиепископ Львовский и Галицкий Августин
Из выступления на ІІІ Международном Соборе православной молодежи.
„БРАТСТВО”
e-news.com.ua