• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Безкоровайный: «Проблема не в Черноморском флоте. Цель России - остаться в Крыму»

    Опубликовано: 2005-10-27 14:14:00
    В МИДе кипит подготовка к визиту Президента Российской Федерации Владимира Путина в Украину. Далеко не безразличны к приезду российского гостя и в секретариате президента Украины. Иначе весьма трудно объяснить загадочный вояж в Москву Олега Рыбачука в минувший вторник.
     
    Во время визита российского президента стороны не обойдут стороной и вопрос базирования Чёрноморского флота в Украине. Виктор Ющенко еще в начале октября заявил, что судьба пребывания Чёрноморского флота России на территории Украины после 2017 года будет решаться на уровне межгосударственной комиссии Путин-Ющенко.
    Этот вопрос станет предметом внимания двух президентов в ближайшие 12-18 месяцев. Речь идёт о соответствии временного пребывания ЧФ России на территории Украины межгосударственному соглашению и дополнениям к нему.
     
    Одним из главных экспертов по этой проблематике, входящим к тому же в состав межгосударственной комиссии, является экс-командующий ВМС Украины, кандидат военных наук, вице-адмирал Владимир Безкоровайный.
     
    Владимир Герасимович, как бы Вы охарактеризовали базовое соглашение по Черноморскому флоту, подписанное между Россией и Украиной?
     
    Соглашение является несовершенным, его положения дают основания толковать содержание по-разному. Вспоминаю, что сразу после его подписания возникли десятки вопросов, которые так и не нашли ответа в этом документе. К слову, соглашение, которое подписано между США и Японией относительно базы на острове Окинава - это огромный том, где расписаны все детали пребывания военного контингента.
     
    Соглашение между Россией и Украиной относительно базирования Чёрноморского флота – это шесть листов. Так и возникли основания видеть в соглашении то, что каждому выгодно видеть.
     
    Были ли попытки доработать соглашение или наладить конструктивный диалог в сложившихся условиях?
     
    Украинская сторона имела такое желание, чего нельзя сказать о России. Соглашение предусматривает создание смешанной комиссии, которая в пределах своей компетенции должна решать спорные вопросы, оставшиеся не раскрытыми в базовых соглашениях и возникают во время их реализации. Проблемы, выходящие за формат ее полномочий должны были немедленно решаться межправительственной или межгосударственной комиссиями. Вместо этого, смешанная комиссия фактически работала в условиях, когда
    Россия отказывалась рассматривать любые проблемные вопросы, которые выдвигались украинской стороной. Решались исключительно проблемы, которые ставила на повестку дня Россия. Позже она вообще блокировала все вопросы, которые отвечали интересам Украины. Как следствие, переговорный процесс длительное время находился в «замороженном» состоянии.
     
    Чего именно не достаёт в Соглашении?
     
    Во-первых, открытым остается вопрос мониторинга, или по-военному - верификации. В Соглашении об этом вообще речь не идет. Россия ежегодно должна предоставлять украинской стороне сведения относительно численности основных видов вооружений и личного состава, которые находятся на территории Украины. Однако это также не выполняется. Проверить фактическое состояние стратегической группировки, мы не имеем возможности. Мониторинг должен осуществляться на основании докладов, а также путем контрольных проверок. На протяжении 14 лет Украина не проводила ни одной верификации вооружений и объектов Черноморского флота. А это обязательно следует делать, учитывая то обстоятельство, что в составе ЧФ есть носители ядерного оружия. Соглашением предусмотрено, что Россия не имеет в составе Черноморского флота ядерного оружия. Здесь есть определенные детали, которые нужно понимать. Ядерное оружие это не только боевой заряд. Это комплекс, куда входят ядерный боеприпас, носитель боеприпаса, носитель ядерного вооружения. Носитель боеприпаса - это ракета, носитель ядерного вооружения – это самолет, корабль. Носителями ядерного вооружения могут быть не простой самолет или корабль, а только специально оснащённый. И Россия имеет в Севастополе и Крыму носители ядерного оружия. В частности, это эскадрилья штурмовиков Су-24. Никакого отношения к верификации не имеет осмотр этих самолетов технической комиссией Украины в 2000 году, во время их перебазирования вместо Су-17. Однако, существуют международные нормы, каждые полгода военные инспекторы США контролируют ядерные объекты России, и наоборот, российские специалисты контролируют ядерные объекты США. Мы имеем все права контролировать состояние и состав носителей ядерного оружия, которые базируются на территории Украины, и вообще контролировать весь комплекс объектов и вооружение ЧФ, поскольку этот вопрос национальной безопасности государства.
     
    Во-вторых, необходимо провести инвентаризацию и оценку земель и фондов, которые переданы в аренду Черноморскому флоту РФ. В зависимости от цены и состояния имущества должна быть определена ставка аренды и условия её изменения. Такие важные детали должны быть отображены в Соглашении или в дополнении к нему.
     
    В-третьих, за пользование инфраструктурой Россия должна платить реальными деньгами в соответствии с мировыми стандартами. По оценке независимых экспертов, эта сумма должна составлять больше 2,5 млрд. долларов США ежегодно. Несколько цифр: к распаду СССР Черноморский флот имел 70 тыс. личного состава и 930 кораблей. После его разделения, флот сократился в 5 раз, осталось 16 тыс. военнослужащих и около 200 кораблей. В то же время, почти все фонды перешли российской стороне и она отказывается выплачивать за их аренду достойную цену. И это только малая часть вопросов, которые не нашли нужного отображения в Соглашении…
     
    А сколько Россия выплачивает Украине?
     
    Возмещается только 97,75 млн. американских долларов газового долга ежегодно.
     
    Откуда появилась эта цифра?
     
    На момент подписания соглашения по Черноморскому флоту Украина имела перед Россией долги за газ. Поэтому во время подписания соглашения об аренде было решено, что 97,75 млн. дол. США украинских долгов за газ будут аннулироваться, как составная часть платы за аренду. Обратите внимание, составная часть. В соглашении прописано, что аренда осуществляется на основании украинских законов, а в отдельном соглашении о взаиморасчетах определен механизм погашения задолженности за энергоносители. За долги Украина действительно должна рассчитаться, и, часть средств от аренды должна была перечисляться для обслуживания внешнего долга, однако мы должны получать эти средства совсем по другой статье. В свою очередь, Россия начала толковать статью о расчетах за газовые долги, как 100% соглашения об уплате за аренду. Т.е. сметы за двумя различными статьями и соглашениями российской стороной фактически сведены в одну.
     
    Как это влияет на социально-экономический климат крымского региона в целом, и, Севастополя в частности?
     
    Флот и город появились и развивались вместе 210 лет. В прошлом Севастополь был закрытым городом, фактически это была сугубо военно-морская база, т.е. своеобразный организм, который существует в условиях замкнутого цикла. Десятилетиями нарабатывались связи, и, к началу 90-х, флот существовал для города, а город существовал для флота. Социально-экономическая сфера города полностью зависела от флота и работала на флот. В 1991 году ситуация изменилась, львиная часть флота стала российской, а город - украинским. Географически они находились рядом, а в экономическом и финансовом измерениях в различных государствах. Черноморский флот РФ, который базируется в Севастополе, городу не платит. Город стал заложником флота иностранного государства. Во время переговоров предусматривалось, что средства от аренды будут перечисляться, в т.ч. и в городской бюджет, и город будет решать, как их использовать. Однако все пошло по другому сценарию. Россия не платит вообще! Поэтому от решения судьбы Севастополя, его развития, будет зависеть будущее всего региона.
     
    Ситуация близка к патовой. Спрогнозируйте, каким образом будет действовать межгосударственная комиссия Ющенко-Путин?
     
    Комиссии стоит вернуться к рассмотрению всех вопросов в комплексе. Это очень важно. Решение одного – трёх вопросов оставят проблему открытой. Одним из краеугольных камней работы комиссии должна стать договоренность о невозможности ротации сил ЧФ РФ. Идея заключается в том, что вывести флот с одной территории на другую невозможно, для этого требуется 10, 20 и больше лет. Это не только проблемы инфраструктуры флота, это еще и огромный пласт социальных проблем. Но в случае прекращения ротации сил российского флота, который находится в Украине, он будет сокращаться естественно. Т.е. корабли по возрасту будут идти на слом, экипажи будут назначаться на новые корабли и места службы, новые корабли, сошедшие со стапелей, будут направляться на новые места базирования, туда, где нужен России флот, а не возвращаться в Украину. Таким образом, проблему перебазирования флота можно решать постепенно, шаг за шагом и до 2017 года на территории Украины останется 10-20 кораблей и судов, с перебазированием которых, больших проблем не возникнет. На протяжении 12 лет Россия имеет все условия для создания и развития новой базы, пополнения её новыми кораблями. Севастопольцы, в свою очередь, постепенно начнут получать освободившиеся фонды, появится возможность перестройки новых терминалов и развития гражданского порта, где могла бы базироваться часть украинского торгового флота. Подобный выход решает много проблем и для Украины, и для России, а в первую очередь для жителей Севастополя.
     
    Межгосударственной комиссии Ющенко-Путин принадлежит историческая миссия и большая ответственность. Поскольку вопрос стоит так: сможет ли она окончательно решить все проблемные вопросы. Это возможно, когда она и Президент будут иметь поддержку украинского народа. Мнение общества должно превалировать. Политики и дипломаты должны решать вопрос путем поиска компромисса, однако с обязательным условием, учитывать мнение общества.
     
    Далее ситуация будет развиваться пропорционально вопросам и углам, под которыми их будут ставить Украина и Россия. Последняя будет настаивать на собственном видении. Очевидно, что Россия не стремится оставлять Севастополь, где временно базируется ее флот. Проблема не в Черноморском флоте, она лежит в другой плоскости, цель России остаться в Крыму. Учитывая это, становится ясно, что во время работы комиссии конфликт интересов будет иметь место, и обойти его не возможно.
     
    Переговорный процесс будет сложным. По вашему мнению, какие вопросы стоит решать в первую очередь?
     
    Сегодня мы должны решить все вопросы, которые возникли вследствие невыполнения Россией базовых соглашений.
     
    Что касается вывода флота в 2017 году. Уместным было бы принятие украинским парламентом до выборов 2006 года постановления о выводе ЧФ РФ с территории Украины в 2017 году, это постановление стоит будет предать огласке и уведомить российскую сторону, чтобы было понятно, что законодательный орган Украины утвердил решение в правовом поле о невозможности дальнейшего пребывания иностранного флота.
     
    В обществе создается впечатление, что сегодня кто-то в Украине оставляет надежду России, возможность продления сроков аренды. Отсутствие принципиальной позиции ведет к тому, что наступит 2016 год, когда мы сообщим об окончании действия соглашения. Вместо этого услышим ответ России, что она с 2017 года только начинает выводить флот с Украины и будет выводить его 10 и более лет. И тогда мы получим вторую серию этого “сериала”, только намного более длинную. Т.е., если мы согласились на 20 лет базирования, то согласимся и на 30 лет его вывода.
     
    Подводя черту, отмечу, первое задание комиссии - привести в соответствие концепции национальной безопасности и интересов Украины соглашения и фактические действия флота, и второе задание – довести до российской стороны, что в 2017 году пересмотра соглашения относительно продления сроков аренды не будет. И только при конкретной постановке этих вопросов, мы сможем перейти к рассмотрению вопросов и планов относительно организации вывода Черноморского флота РФ с территории Украины, а следовательно 28 мая 2017 года последний российский матрос оставит Севастополь.
     
    Рон Высочанский, Алексей Бессарабский, "Главред"
    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.