Пришла пора попотчевать читателя «записями из-под дивана». Диван, правда, стоял не в президентском кабинете, а в губернаторском... И не совсем это был диван… Да и диктофон лежал не совсем под. Но контингент был тот самый. Или «саме той» – народные депутаты Украины.
Их, избранных от Харьковщины, Арсен Аваков пригласил на совещание, чтобы объяснить накануне решающих «боев за бюджет» в Верховной Раде, в чем состоят интересы региона, который они представляют, познакомить с предложениями, внесенными облгосадминистрацией в Бюджетный комитет, и попросить эти предложения поддержать. И речь не только о Харьковской области – в таком же положении находятся и многие другие регионы. А интересы эти проектом бюджета на 2006 год ущемлены, можно сказать, по самые помидоры.
Сводный бюджет Харьковской области проектом Госбюджета определен в размере 2-х млрд гривень, из которых более 100 млн нужно тут же вернуть в бюджет. Остается круглым счетом 1,9 млрд. Это на 16% больше прошлогоднего норматива, но добавка эта еле-еле покрывает расходы на увеличение зарплаты, т.к. расчетные потребности бюджета составляют 3,1 млрд. Теоретически нужно 3,1, а практически дают 1,9. Да и эта сумма завышена на 108 млн и, соответственно, занижены суммы дотаций. Значительные суммы местные бюджеты теряют по причине установления государством льгот по плате за землю без соответствующей компенсации.
Сумма этих льгот по Харьковской области составляет 150 млн гривень. Фактически государство перекладывает на плечи местных бюджетов финансовую ответственность за собственную щедрость. Поэтому руководство облгосадминистрации вошло в Бюджетный комитет с предложением внести плату за землю в число доходов местных бюджетов, не учитываемых при расчете бюджетных трансфертов. Проектом бюджета вообще не предусмотрено содержание 6-ти харьковских театров и зоопарка.
Из выступлений начальника облфинуправления и городского головы вырисовывается совершенно безотрадная картина. Из года в год местные бюджеты получают от госбюджета на исполнение делегированных полномочий (т.е. переданных им функций центральной исполнительной власти) едва 40% от необходимых для этого средств, а 60% вынуждены покрывать за счет неисполнения или ненадлежащего исполнения собственных полномочий, кстати сказать, закрепленных за ними законодательно. Как сообщил Владимир Шумилкин, расходы на перевозку льготных пассажиров в метро и городском электротранспорте финансируются лишь на 8-12%, что приводит к финансовому обескровливанию предприятий, оказывающих эти услуги. Вообще не финансируется питание школьников младших классов. Аналогичная картина из года в год наблюдается и по остальным позициям.
Тем не менее, пенсионеры бесплатно ездят в трамваях, школьники получают завтраки, и даже звери в зоопарке не только живут, но и размножаются. Но возможно все вышеперечисленное только за счет того, что не ремонтируются крыши, дороги, не благоустраиваются городские дворы и т.д. Это, как отметил городской голова, не только подрывает авторитет местной власти в глазах населения, но и дискредитирует в целом всю идею местного самоуправления.
Кстати, Госбюджет предусматривает средства на содержание органов местного самоуправления в объеме 49% от потребности. Этого хватит только на зарплату, да и то лишь на 8 месяцев. Это значит, что они снова будут повсеместно балансировать на грани коррупционных схем. Два слова о харьковском метро. Уже запланирована постепенная сдача в эксплуатацию двух станций и депо. В Госбюджете для этого предусмотрено 68 млн гривень. Но если к ним не добавить еще 15 млн, ни станций, ни депо не будет.
А завод им. Малышева? Предприятие за последние годы дало бюджету 14 млрд гривень, получив из бюджета в десять раз меньше. Сегодня же ситуация складывается так, что, как объясняет его гендиректор Г. Гриценко, если предприятие не получит в будущем году бюджетную помощь в 128 млн, об украинских танках можно будет забыть. «А не лучше ли эти 128 млн направить в сельское хозяйство?» – спрашивает у него депутат В. Салыгин, упрекая Гриценко в нежелании создать совместное предприятие с российским «Трансмашхолдингом».
«Да я, по закону, не имею права этого сделать, – оправдывается Гриценко. – Я могу с ними создать только совместное производство, а не предприятие. И они сидят у меня на заводе, и мы с ними работаем». В ответ г-н Салыгин промолчал, и я так и не понял, услышал ли он директора. По поводу этих 128 млн М. Добкин сообщил, что он от Тимошенко знает – отдельная строка для них не предусмотрена. Если же не отдельная строка, а «где-то там», то при исполнении бюджета вполне может получиться так, что, хотя деньги и выделены, но их все равно «не дают».
Наверное, наши депутаты (в самом деле – наши?) полагают, что все поезда уже ушли (без нас, разумеется) и «рвать стоп-кран» уже поздно. «Вы напрасно нас сегодня собрали, – объясняет А. Александровская Авакову. – Ваше время было август-сентябрь, потому что мы, депутаты, можем вносить свои предложения в Бюджетный комитет только до 1 октября. Срок уже вышел». «Да мы эти предложения подали в Бюджетный комитет вовремя! – терпеливо разъясняет губернатор. – И с Бюджетным комитетом достигли взаимопонимания.
Сегодня позиция Комитета такова, что принимать этот бюджет нельзя. Хотя бы из-за одного только недофинансирования местных бюджетов более чем на 10 млрд гривень. Но для этого надо проголосовать против этого бюджета. Тогда в него снова можно будет вносить поправки». «Да, действительно, принимать этот бюджет нельзя!» – прозвучал чей-то одинокий депутатский голос. Но услышала ли его Алла Александровна? Услышали ли г-да Косинов и Гавриш? Возможно. Но они этого ничем не подтвердили.
Тягостное впечатление оставляют эти «поддиванные записи». Как будто мухи уже отдельно, а котлеты отдельно. То есть регионы со своими нуждами и заботами сами по себе, а народные депутаты сами по себе. Может, их теперь и называть надо не «народными», а как-то иначе? Скажем, «партийными», что ли… Ведь новая избирательная система на пропорциональной основе, по которой пройдут выборы ВР весной будущего года, ликвидирует прямую зависимость депутата от своих избирателей, а в ней, кроме недостатков, разумеется, были и достоинства. Собственно, одно достоинство: депутат вынужден был помнить о своих корнях и отстаивать интересы территории, от которой он избран. Вот и готовятся депутаты к переходу на «пропорционалку» уже сегодня, затыкая уши бананами. «Вы же не слышите – у вас в ушах бананы!» «A вы кричите громче – у меня в ушах бананы…»
Валерий Тырнов, газета «Пятница»
e-news.com.ua