• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Конкурентоспособная Финляндия, борющаяся за равноправие

    Опубликовано: 2005-10-27 16:19:00
    Несмотря на щедрые социальные расходы, Финляндия опережает большинство мировых экономик
     
    Полвека назад Финляндия славилась только целлюлозой, которую давали ее бескрайние леса. Мало кто обращал внимание на бедную страну на границе полярного круга, населенную необразованными лесорубами и крестьянами.
     
    Сегодня маленькая северная страна с процветающей высокотехнологичной экономикой входит в число наиболее конкурентоспособных стран мира, имеет самый высокий образовательный уровень среди промышленно развитых стран и представляет собой социально ориентированное государство, породившее одно из самых равноправных обществ в мире.
     
    Завистливые политики со всех концов прокладывают путь в Хельсинки, чтобы узнать секреты успеха Финляндии.
     
    "У нас есть поговорка, – смеется университетский преподаватель Стефан Нигьярд, укачивая на руках маленькую дочку. – Если ты финн, то ты выиграл".
     
    Но другим европейским странам, отчаянно пытающимся сохранить свои дорогостоящие системы социальной защиты в условиях конкуренции и глобализации, трудно копировать финские условия и менталитет. "Финляндия исключительна, – предупреждает Рийсто Эрасаари, профессор социологии из Университета Хельсинки. – Это маленькая однородная страна, во многом опирающаяся на государство, и наша социальная модель настолько финская, что ее невозможно пересадить на другую почву. Но некоторые ее компоненты, например, внимание государства к инновациям и образованию, можно экспортировать".
     
    Нигьярд и его партнерша Минна Сирелиус наслаждаются плодами исключительности Финляндии.
     
    Они не заплатили ни цента за университетское образование, хотя потратили по семь лет на получение дипломов по истории и психологии соответственно. Сирелиус пользовалась бесплатной медициной во время беременности и родов их дочери Эмилии. Она не собирается возвращаться на работу в кадровую службу IBM еще 11 месяцев.
     
    Она может себе это позволить. Государство платит ей 60% зарплаты в период ухода за ребенком. В будущем году Нигьярд и Сирелиус сделают выбор между яслями, где говорят на финском, шведском, английском или испанском языке, находящимися в округе, и государство возьмет на себя четыре пятых расходов.
     
    Если кто-то из них потеряет работу, они могут рассчитывать на пособие по безработице в размере 70% зарплаты в течение 18 месяцев. А когда они выйдут на пенсию, они могут ожидать, что средний размер их пенсии составит 60% последней зарплаты.
     
    Конечно, за эти блага приходится платить: уровень налогов в Финляндии один из самых высоких в Европе, и если карьера Сирелиус сложится удачно, она будет платить налоги в размере свыше 45% ее доходов. "Мне кажется, что этим и живет наше общество и страна, – объясняет она. – Социально ориентированное государство нежизнеспособно, если мы все не берем на себя часть расходов".
     
    Она мыслит, как большинство финнов, говорит Петри Роувинен, научный директор экономического аналитического центра ETLA. "Финскому менталитету присущ коллективизм и чувство справедливости, – подчеркивает он. – Такой менталитет и делает существование нашей системы возможным".
     
    Но то, что Микко Каутто, научный сотрудник государственного Социального аналитического центра, называет "универсалистским мышлением", идет дальше. Финны считают социальные затраты не тормозом экономического роста, а позитивным фактором, говорит он.
     
    "Способность мыслить социально, – утверждает он, – делает нас всех соучастниками общего дела, все работают на благо общества, и это одна из причин нашей конкурентоспособности". Мировой экономический форум, который ежегодно проходит в Давосе, четыре года из последних пяти называл Финляндию самой конкурентоспособной экономикой мира, опережающей даже США.
     
    Отчетливее всего этот подход виден в финских школах, выпускники которых в конце Второй мировой войны были в числе наименее образованных в промышленно развитом мире, а сегодня являются лучшими, о чем свидетельствуют сравнительные исследования Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
     
    Обеспечение того, чтобы все финские дети, вне зависимости от места жительства и происхождения, получали достойное образование, преследовало ясную цель, говорит Риита Лампола, возглавляющая международный отдел в Управлении образования.
    "Мы бедная страна с небольшим населением, и если мы хотели стать современным обществом и развиваться, нам были нужны все, – поясняет она. – Это означало, что каждый должен получить образование".
     
    Высокий образовательный уровень является ключом к тому, что Пекка Химанен, блестящий молодой философ и советник правительства, называет "добродетельным кругом".
     
    "Когда люди могут реализовать свой потенциал, они становятся новаторами, – утверждает Химанен. – Инновационная экономика конкурентоспособна и позволяет финансировать социально ориентированное государство, создающее прочный фундамент экономики, порождающей новаторов с помощью социальной защиты".
     
    Другие европейские страны могли бы копировать усилия Финляндии по совершенствованию образовательной системы, подчеркивает Химанен, а также инвестиции в научные исследования, которые сегодня составляют 3,6% ВВП и уступают в Европе только Швеции.
     
    Благодаря этому подходу и появились такие фирмы, как Nokia, крупнейший в мире производитель мобильных телефонов, чей заметный рост поддерживает финскую экономику и ряд субподрядчиков. На долю звезды телекоммуникаций приходится четверть финского экспорта, 4% ВВП и 35% научных исследований в отрасли.
     
    Финляндия сохраняла высокий уровень расходов на научные исследования даже в дни экономического кризиса начала 1990-х годов, когда ВВП упал на 13% за три года, а безработица выросла до 17,9%.
     
    Последствия этого кризиса огорчают многих финнов. В последние 10 лет правительства становятся все экономнее, и, хотя социальные затраты остаются стабильными, качество услуг не улучшается, как когда-то.
     
    В учреждениях здравоохранения в Хельсинки большие очереди. "Чтобы попасть к врачу, надо долго ждать, а визит длится недолго", – жалуется Сирелиус.
     
    Пенсии увеличились всего на 3% в реальном исчислении с 1993 года, они растут в 10 раз медленнее, чем зарплаты. Многие рабочие места, потерянные во время кризиса, не возродились, и безработица составляет 8,6%.
     
    "Расслоение между богатыми и бедными, пожалуй, увеличивается, – говорит Юко Кайанайо, глава аналитического отдела службы социального страхования. – В любом случае, рост социального равенства прекратился".
     
    "Мы бедные младшие братья" соседних скандинавских стран, таких как Швеция, признает д-р Каутто. Действительно, социальные расходы Швеции, составляющие 28,9% ВВП по сравнению с 24,8% в Финляндии, дают ей возможность предоставлять больше социальных благ. "Финляндия не восстановила социальную защиту на докризисном уровне, но мы не забыли о своей социальной политике", – говорит Каутто.
     
    Эта политика, пользующаяся огромной поддержкой во всех политических и общественных кругах, основана на финском стиле жизни, где правительства, работодатели и профсоюзы привыкли находить компромиссы друг с другом. Конечно, этому способствует то, что население Финляндии в 5,3 млн человек по преимуществу однородно, шведское меньшинство составляет 6%, а иммиграция незначительна.
    В результате даже оппозиционная Консервативная партия поддерживает социальную модель. Ее самой отчаянной атакой на статус-кво было недавнее предложение ввести символическую плату за пользование библиотеками.
     
    В действительности, отмечает Роувинен, глобализация означает, что "мы особенно нуждаемся в нашей социальной модели. У нашей маленькой страны на краю света случаются взлеты и падения. Нужны механизмы, гарантирующие, что люди не будут от этого страдать".
     
    Но Финляндии придется адаптировать свою модель по мере развития того, что Химанен называет "социально ориентированным государством".
     
    "Оно должно стать более инновационным, более продуктивным, больше ориентированным на потребителя", – отмечает он. А это может означать усиление роли частных компаний в социальном обслуживании и поощрение предпринимательства.
    "До сих пор мы служили примером того, как страна должна двигаться вперед, – говорит Роувинен. – Сейчас мы на распутье, потому что раньше наша экономика догоняла других, а теперь мы должны выйти вперед".
     
    Для этого, полагает он, нужна новая порода бизнесменов, способных "предлагать радикальные идеи и делать миллиарды, а финский менталитет этого не приемлет".
    Прочем, он уверен, что пока в Финляндии есть такие успешные компании, как Nokia, и пока страна способна улучшать свою социальную систему, экономический рост и система социальной защиты сохранятся.
     
    На протяжении десятилетия исполняя бюджет с излишками, добавляет Каутто, "Финляндия является страной, наилучшим образом подготовленной к проблемам старения населения, глобализации и тому подобного. В экономическом смысле все обстоит прекрасно".
     
    В конце концов, говорит канцлер Университета Тампере Йорма Сипила, финская социальная модель является лучшей гарантией будущего.
     
    "Требования процветающей экономики так высоки, что государство должно делать социальные инвестиции в воспитание компетентных людей, – говорит он. – Сочетание процветания с социальной защитой – это единственный вариант достойного будущего".
     
    Питер Форд, Inopressa
    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.