Бывший премьер дебютирует в роли секретаря Совбеза
Сегодня состоится заседание Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) под руководством президента Виктора Ющенко. На повестке дня - вопросы вступления Украины в ВТО, повышения инвестиционной привлекательности страны, защиты прав собственника, усиления борьбы с коррупцией. Это первое заседание Совбеза, в котором Анатолий Кинах принимает участие не как премьер-министр (май 2001-ноябрь 2002), а как секретарь СНБО. О том, какой ему видится работа Совбеза изнутри, Анатолий Кинах рассказал корреспонденту Денису Поповичу.
- Каковы основные проблемы в сфере национальной безопасности страны?
- Прежде всего, это недопустимо высокий уровень энергетической зависимости: Украина импортирует 65 процентов потребляемого газа и 80 процентов нефти. Поэтому необходимо решить проблему диверсификации поставок энергоносителей. В настоящее время мы ведем переговоры о поставках природного газа в Европу с использованием огромных транзитных возможностей нашей страны, через которую ежегодно транспортируется 110-115 миллиардов кубометров природного газа. Разумеется, к этим переговорам необходимо подключать наших партнеров из России, Казахстана, Азербайджана, Ирана и Турции.
- А как насчет богатого нефтью Ирака? Не зря же Украина вошла в состав коалиции и направила туда миротворческий контингент... Сможем ли мы использовать хотя бы одну из скважин?
- Пока на иракской земле не наступит мир, об этом рано говорить. Хотя мы готовы эффективно сотрудничать в сфере добычи, переработки и транспортировки энергоносителей, мы предлагаем массу других вариантов нашего участия в восстановлении инфраструктуры и экономики этой страны. Возьмем хотя бы существующие поставки автомобилей, которые ведутся согласно контрактам, заключенным между Кременчугским автозаводом и иракскими компаниями.
- Какие еще проблемы стоят перед Украиной?
- Нужно улучшать инвестиционный климат. Без учета недавней продажи "Криворожстали" уровень прямых иностранных инвестиций в украинскую экономику за первое полугодие сократился на 14 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это связано с популистскими заявлениями о необходимости реприватизации, односторонней отменой условий деятельности инвесторов в зонах приоритетного экономического развития, хаотичным изменением налогового законодательства, попытками делить бизнес на "свой" и "чужой".
- Вы снова критикуете правительство Юлии Тимошенко, как это делали, будучи первым вице-премьером в ее Кабинете. Не кажется ли вам, что и ваша критика стала одной из причин отставки правительства и раскола во властной команде?
- Еще весной я прогнозировал проблемы в экономике. Недаром фракция возглавляемой мной Партии промышленников и предпринимателей Украины голосовала в парламенте против принятия изменений в госбюджете-2005. Ведь львиная доля его доходной части - 82 процента - направлена на потребление. К сожалению, подтвердились самые худшие опасения. В августе, например, впервые за шесть лет валовой внутренний продукт снизился на 1,6 процента. За восемь месяцев текущего года отрицательное торговое сальдо достигло 372 миллионов долларов. А ведь в прошлом году оно было положительным и составляло почти 3 миллиарда долларов. Меня очень беспокоило то, что Кабинет министров, СНБО и секретариат президента вместо исполнения функций, связанных с обеспечением жизнедеятельности государства, стали инструментами личного политического пиара. Поэтому президент Виктор Ющенко принял решение об отставке правительства и части лиц из своего окружения. Этот шаг поддержал и я, и та общественно-политическая сила, которую я представляю.
- На одном из своих недавних брифингов вы говорили о концепции реформирования правоохранительных органов, которая сейчас разрабатывается в СНБО. В чем она заключается?
- Она базируется на постулатах верховенства права и равенства перед законом. В связи с этим очень важно лишить Генпрокуратуру функций досудебного следствия, которыми она сейчас располагает вопреки международному опыту и демократическим принципам. Мы должны существенно усилить контрразведывательную деятельность СБУ, разработать более эффективные методы противодействия коррупции. Для борьбы со злоупотреблениями в высших эшелонах власти создается Национальная служба расследований. Изменится статус внутренних войск - в парламенте находится законопроект о создании Национальной гвардии. Наконец, очень важна информационная безопасность, недопущение вмешательства в личную жизнь граждан для расправы над экономическими и политическими конкурентами.
- В начале недели в Вильнюсе состоялся неформальный саммит Украина-НАТО на уровне министров обороны. Вы тоже принимали в нем участие. Каковы его основные итоги?
- Евросоюз дал позитивные сигналы относительно предоставления нашему государству статуса страны с рыночной экономикой. До саммита Украина-ЕС, который состоится 1 декабря в Киеве, мы надеемся добиться отмены поправки Джексона-Вэника, которая ослабляет позиции украинских экспортеров в мире. Украине также необходимо как можно скорее стать членом Всемирной торговой организации на условиях, соответствующих интересам украинской экономики.
- Между тем директор этой организации Паскаль Лами заявлял недавно, что у Украины нет шансов вступить в ВТО в этом году.
- Многое зависит от совместных действий правительства и парламента. Нужно принять еще полтора десятка законодательных актов, необходимых для вступления в ВТО, и подписать с десяток международных протоколов, в том числе с такими важными партнерами, как США и Австралия. Нам следует помнить, что 60 процентов валового внутреннего продукта нашей страны приходятся на экспорт, а вступление в ВТО означает выход на рынки 148 стран, которые выпускают 92 процентов мировой продукции.
- Но народные депутаты не проявляют признаков сплоченности в принятии законов, необходимых для членства в ВТО. Дело доходило даже до попыток сорвать заседание Верховной рады. Вы полагаете, что удастся изменить ситуацию?
- Мы постараемся сделать все возможное для этого. Но, к сожалению, за 14 лет независимости у нас так и не сформировалась политическая элита, способная поставить государственные интересы выше сиюминутных проблем. Самый свежий пример - недавнее решение парламента приостановить приватизацию "Криворожстали" за несколько дней до конкурса. Никто не подумал, что это могло подорвать доверие инвесторов и снизить стоимость объекта.
- А ведь парламентская фракция Партии промышленников и предпринимателей Украины, кажется, голосовала против приватизации "Криворожстали"?
- Фракция не голосовала за запрет приватизации "Криворожстали". Трое депутатов из фракции на момент голосования отсутствовали в зале, и за них просто нажали кнопки. На следующий день фракция заявила, что голосование было проведено с нарушениями регламента, и потребовала не учитывать его результатов (парламентский сайт показывает, что два законопроекта и проект постановления, направленных на недопущение повторной приватизации ОАО "Криворожсталь", при голосовании в Раде поддержали в одном случае 10 членов фракции Партии промышленников и предпринимателей Украины из 15, а в двух других - 11. Не голосовали трое.-).
- Раз уж мы затронули тему политики, нельзя обойти вниманием предстоящие парламентские выборы. Возглавляемая вами Партия промышленников и предпринимателей Украины пойдет на выборы самостоятельно или присоединится к какому-нибудь избирательному блоку?
- Окончательно мы решим это на съезде партии в ноябре. Возможно, мы будем тесно сотрудничать с так называемыми пропрезидентскими силами.
"Коммерсантъ"